Статья посвящена анализу отдельных элементов сильной позиции поэтического текста, в которых выступают репрезентанты концепта «Сад» в поэзии Б. А. Ахмадулиной. Рассматриваются компоненты поэтического выдвижения, представленные такими сильными текстовыми позициями, как первый и заключительный стих, рифмующиеся элементы, повтор. С одной стороны, такой подход дает возможность проанализировать и глубже понять сущность функций элементов текста и их назначение, рассмотреть его композицию как воплощение авторского замысла, с другой стороны – разработать методические приемы, позволяющие читателю правильно понять и истолковать авторский текст. В статье используются как методы современной теории текста (стилистический анализ художественного текста, методика выделения сильных позиций текста), так и методы коммуникативной стилистики. В результате комплексного текстологического анализа выявлено, что употребление конкретной лексемы в сильных позициях служит маркером идиостиля поэта и его картины мира, а также передает важную для читателя смысловую информацию, необходимую для адекватного декодирования авторского замысла.
концепт, сильная позиция текста, индивидуально-авторская картина мира, приемы выдвижения, первый стих, заключительный стих, рифмующаяся позиция, повтор
1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. – М.: Флинта, 2010. – 384 с.
2. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4. – С. 23–31.
3. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – М.: Флинта, 2006. – 496 с.
4. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: уч. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.
5. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.
6. Гаспаров М. Л. Метр и смысл: К семантике русского трехстопного хорея. – М., 1976. – Серия литературы и языка. – Т. 35. – № 4. – С. 357–366.
7. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. – Т. 53. – 1994. – № 6. – С. 28–36.
8. Гаспаров М.Л. Рифма Бродского // Избранные статьи. – М.: НЛО, 1995. – С. 83–92.
9. Гончаров Б.П. О рифме Маяковского // Филол. науки. – 1972. – № 2. – С. 3–14.
10. Донецких Л. И., Ныпадымка А. С. Структурные типы композиционной организации смыслового пространства словообраза «Боль» в поэтике Юлии Друниной // Вестник Удмуртского университета.
11. Жирмунский В. М. Теория стиха. – Ленинград: Советский писатель, 1975. – 664 с.
12. Забашта Р. В. Позиционное видение структур поэтического текста как инструмент интерпретации (на материале стихотворений Иосифа Бродского) // Вопросы образования и психологии
13. Казарин Ю. В. Поэтический текст как система. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. – 260 с.
14. Кожевникова Н. А. Конструкции перечисления // Поэтическая грамматика. – М.: Азбуковник, 2005. – С. 298–327.
15. Кочетков Д. А. Рифма Д. Л. Андреева в лингвистическом аспекте: Дис. … канд. филолог. наук: 10.02.01. – Череповец, 2000. – 379 с.
16. Ларин Б. А. Эстетика слова и языка писателя // Избранные статьи. – Ленинград: ГИХЛ, 1974. – 285 с.
17. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – С. 118–119.
18. Михайлова М. С. Концепт сада и метафора цветочного времени в книге Беллы Ахмадулиной «Сад» // Культура и текст: В 3 т. – СПб. – Самара – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – Т. 1. – С. 192–197.
19. Патроева Н. В. Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е. А. Баратынского) // Пушкинские чтения. – 2013. – № XVIII. – С. 199-204.
20. Самойлов Д. Книга о русской рифме. – Москва: Время, 2005. – 400 с.
21. Стрельцова Е. В. Сильные позиции художественного текста: начало и конец произведения (на материале произведений Р. Даля) // Вестник ВУиТ. – 2018. – № 1. – С. 31–36.
22. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Семиотика искусства. – М.: Искусство, 1995. – С. 7–218.
23. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. – 800 c.
24. Хомякова Е. С. Сад как фоновый рисунок поэтического текста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология. Журналистика. – № 4. – 2024. – С. 85–87.
25. Чернухина И. Я. Общие особенности поэтического текста (лирика). – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 157 с.
26. Чумак-Жунь И. И. К вопросу об эвристическом ракурсе поэтического дискурса Б. Л. Пастернака // Русский язык в поликультурном мире: Сборник научных статей VI Международного симпозиума.
27. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии. – Москва: Высшая школа, 1990. – 306 с.
28. Kцvecses Zoltan. A new look at metaphorical creativity in cognitive linguistics // Cognitive Linguistics. – 2010. – № 21–4. – P. 663–697.