Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель статьи – выявить и сопоставить представления пользователей о прагматической роли финальной точки в чат-коммуникации, зафиксированные посредством двухэтапного анонимного опроса (ноябрь – декабрь 2024, февраль 2025 г.). Статья дополняет исследования отечественных и зарубежных ученых, изучавших восприятие точки на материале массивов текстовых данных в рамках психо- и социолингвистических экспериментов. Новизна работы заключается в рассмотрении более широкой возрастной выборки респондентов (от 15 до 47 лет). Подтверждены выводы других исследователей, что в чат-коммуникации точка как финальный знак утрачивает значение законченности повествовательного предложения и приобретает новые смыслы, несвойственные ей ранее (официальность, серьезность, пассивную агрессию и т. д.), при этом отмечается, что интерпретация точки как маркера агрессии является важным, но не единственным вектором восприятия этого знака. Материал исследования (факты языковой рефлексии и оценочные высказывания носителей русского языка) также показывает, что правило, регламентирующее постановку точки в конце текста в соответствии со строгой литературной нормой, воспринимается многими пользователями как рекомендация, а сама точка переходит в разряд факультативных знаков препинания.

Ключевые слова:
точка, чат-коммуникация, пунктуационные нормы, эмоционально-оценочные коннотации, контекстуальная и дискурсивная обусловленность
Список литературы

1. Брилева И. С. «Живи как хочешь, пиши с точками!» (о языке интернет-коммуникации на материале «разговоров» в мессенджерах) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. – 2021.

2. Высоцкая И. В. Правило нулевой точки, или Коммуникативный потенциал знака в цифровой пунктуации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология.

3. Высоцкая И. В. Точка в личном сообщении как знак цифрового раскола поколений? (по результатам анкетирования студентов НГУ) // Коммуникативная культура: история и современность: Мат-лы

4. Грехова Е. Э. Функции точки в Интернет-коммуникации // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2019. – № 2 (10). – С. 3.

5. Иванова М. В., Клушина Н. И. Русский язык в современном интернет-пространстве: динамические процессы и тенденции развития // Русистика. – 2021. – Т. 19. – № 4. – С. 367–382.

6. Карпухина В. Н. «Новая система» знаков препинания в ситуациях texting / messaging: финальный пунктуационный знак высказывания как эмоциогенный фактор // Человек: образ и сущность.

7. Кузнецова Н. В. «Переосмысление точки» как явление онлайн-коммуникации // #ТОТСБОРНИК : сборник научных трудов по материалам Тотального диктанта. – Т. 1. – Новосибирск:

8. Литневская Е. И. Письменные формы русской разговорной речи: (к постановке проблемы): монография. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 301 с.

9. Мишиева Е. М. Дискурсивные маркеры в молодежной онлайн-коммуникации (на материале английского языка): специальность 10.02.04: автореф. дис. … канд. филол.их н. – М., 2015. – 22 с.

10. Рощупка А. С. Проблема восприятия сообщений при использовании различных символов и вариантов оформления текста в Интернет-коммуникации // Северо-кавказский психологический

11. Трошина Н. Н. Культура языка и языковая рефлексия: Аналитический обзор. – М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. – 62 с.

12. Ягодкина М. В. «Агрессивные точки» в современной интернет-коммуникации // Art Logos. – 2021. – № 3(16). – С. 55-60.

13. Albritton A. What’s the Point? A Study of Full-Stop Use in Text Messages in Varying Emotional Contexts // Online Journal of Communication and Media Technologies. – 2022. – Vol. 12, no. 1, Article no. e202203.

14. Baron N. Always on: language in an online and mobile world. – Oxford, New York, Oxford University Press, 2008. – 304 p.

15. Crystal D. Txtng: The Gr8 Db8. – Oxford, Oxford University Press, 2008. – 239 p.

16. Gunraj D. N., Drumm-Hewitt A. M., Dashow E. M., Upadhyay S. S. N., Klin C. M. Texting insincerely: The role of the period in text messaging // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 55, no. PB.– P.1067

17. Houghton K. J., Upadhyay S., Klin C. M. Punctuation in text messages may convey abruptness. Period. // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 80, no. C. – P. 112–121.

18. Ling R., Baron N. Text Messaging and IM Linguistic Comparison of American College Data // Journal of Language and Social Psychology. – 2007. – No. 26(3). – Pp. 291–298.

19. McCulloch G. Because Internet. Understanding the New Rules of Language. – New York, Riverhead Books, 2019. – 326 p.

20. Reynolds K. J., Casarotto B., Noviski S., Roche J. M. Using punctuation as a marker of sincerity and affective convergence during texting // Proceedings of the 39th Annual Conference of the Cognitive

Войти или Создать
* Забыли пароль?