В статье рассмотрены два противоположных процесса особенно характерных для современной Российской экономики с начала СВО. С одной стороны национализация зарубежных брендов в условиях конфронтации с Западом, с другой стороны приватизации советских символов. Авторы используют концепцию симулякра Ж. Бодрийяра и общества потребления для описания противоположно направленных явлений и их влияния на формирование Российской идентичности и консолидации современного общества, власти и бизнеса. Данный подход позволяет взглянуть на экономические процессы современного Российского общества с социокультурной стороны и прояснить те антропологические смыслы, в которых существует отечественный потребитель и гражданин. В заключении авторы приходят к выводу, что национализация и приватизация являются важной составляющей как социокультурных, так и экономических процессов. В современной России эти процессы носят характер симулякра, так как представляют собой имитацию иностранных брендов, которая заключается лишь в смене названия, а не содержания, а тиражирование советских символов в коммерческих целях приводит к искажению изначальных смыслов, заложенных в них. Современная Россия находится в процессе формирования собственной идентичности, которая сочетает в себе элементы советской и зарубежной культуры. Однако такие действия могут стать угрозой для создания ложного впечатления о российском происхождении и авторстве, а также потери оригинальности и уникальности собственных культурных ценностей и традиций.
бренд, символ, национализация, приватизация, симулякр, обще- ство потребления, массовая культура
1. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла М.: Добросвет, 2000.
3. Мурашко М. М. Российская стратегия импортозамещения в ТЭК. – Геоэкономика энергетики. № 2 (22). 2023. С. 18–39.
4. Гладких А.С., Филиппова И.А. Экономика россии в условиях специальной военной операции // Вестник УлГТУ. 2023. №2 (102).
5. Франшиза.ру – каталог франшиз [Электронный ресурс] URL: https://franshiza.ru/
6. Дорофеева Ю. А. Национализация: аспект международного частного права. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2000.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006.
8. Вечерняя Москва [Электронный ресурс] URL: https://vm.ru/tv/855385-intervyu-s-kulturologom-prezidentom-mezhdunarodnogo-proekta-velonoch-sergeem-nikitinym-rimskim
9. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс]
10. Россияне отдают предпочтения «советским» торговым маркам известных производителей / ВЦИОМ [Электронный ресурс]