Исследованный К.Г. Юнгом архетип Великой матери олицетворяет созидающую, животворящую природную силу, дарующее жизнь женское начало. В статье описаны проявления архетипа Великой матери в среде лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и вовлеченных в тюремную субкультуру. Показана связь архетипа Великой матери с феноменом призонизации, описана энантиодромия архетипа Великой матери, заключающаяся в его трансформации в архетип Смерти в условиях пенитенциарного пространства. Приведены примеры аутодеструктивного поведения заключенных, связанные с архетипом Великой матери, описана его реализация в ритуале тюремной инициации. В заключении сделан вывод о высокой значимости архетипа Великой матери для тюремной субкультуры. Актуальность работы заключается в том, что описанный архетип реализован в различных культурных проявлениях, присущих сообществу заключенных: тюремных запретах, татуировках, обычаях, ритуалах. Показано, что изменения психики, свойственные заключенным, ведут к пробуждению в подсознании скрытых хтонических сил, реализующихся по единым законам культурной гомоплазии, одинаковым как для примитивных племен, так и для современных сообществ адептов тюремной субкультуры.
тюремная субкультура, архетип «Великая мать», архетип «Смерть», энантиодромия, призонизация, пенитенциарная система
1. Юнг К. Г. Архетип и символ. Об архетипах коллективного бессознательного. М.: Ренессанс, 1991.
2. Письменный Е.В. Смысловые уровни мифологемы матери в контексте тюремно-воровской субкультуры//Челябинский гуманитарий. 2010. № 3 (12). С. 117-121.
3. Письменный Е.В. Социокультурная сущность и динамика мифологии тюремно-воровской субкультуры. Автореферат дисс. канд. культурологии. Челябинск, 2012.
4. Беляев И. А., Беляева Н.А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность/Ред. Беляев И.А. Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002.
5. Банников К. Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
6. Антонян Ю.М. Архетип и преступность. М.: Вече, 2009.
7. Пономарев С.Б. Анализ триады «архетип-тотем-табу» в пенитенциарной суб-культуре. Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, 2021.
8. Пономарев С.Б. Роль феномена пенитенциарного дистресса в эволюции системы уголовного наказания// Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Выпуск 3. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИИТ ФСИН
9. Громов В.Г. Российская криминальная субкультура: философский аспект// Теология. Философия. Право. 2017. №2 . С. 44-57.
10. Гилинский Я. И. Призонизация по-российски // Отечественные записки. 2003. №2. С. 434-441.
11. Элиаде М. Избранные сочинения. Образы и символы. М.: НИЦ «Ладомир», 2000.
12. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательно-го/ Перевод с нем. А. М. Боковикова. М.: «Фирма СТД», 2006. С. 234-256.
13. Балдаев Д. С. Татуировки заключенных. СПб.: Лимбус Пресс, 2001.
14. Плуцер-Сарно А. Русские воровские тату: от текста к символу// НЛО. 2004. № 4. С.10-15.
15. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. М.: НИИ ФСИН России, 2006.
16. Инюшина И.А. Философская танатология М.К. Мамардашвили: смерть как онтологическое основание сознания // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия,история.
17. Брянчанинов И. Слово о смерти. М.: Издательство Стрельбицкого, 2022.
18. Элиаде М. Тайные союзы: Обряды инициации и посвящения. Киев: София; М.: Гелиос, 2002.
19. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук, 1998.
20. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001.