Статья посвящена анализу особенностей восприятия итальянского кинематографа разными типами зрителя в советском кинодискурсе 1960–1980-х гг. Выделяется появление в годы «оттепели» возможности разграничения аудиторий массового и элитарного зарубежного кино, анализируются причины и последствия такого разделения внутри прежде единой группы советских кинозрителей. На примере итальянского кинематографа, пользовавшегося популярностью в изучаемый период, мы рассматриваем публику итальянских массовых фильмов – комедий, мелодрам, при- ключенческих картин. Особенностью авторского подхода к теме является попытка выявления активного зрителя зарубежных фильмов в СССР. Делается предположение о том, что такой тип зрителя связывает поход в кинотеатр не только с рекреацией, но и с интеллектуальной деятельностью, требующей рефлексии по поводу сюжетов и образов увиденного на экране. Сравнение позиций активного советского кинозрителя и выбора широкой аудитории проводится путем анализа статических данных о посещаемости итальянских картин в СССР в разные десятилетия, сравнения самых популярных зарубежных картин советского экрана и лидеров кинопроката, а также материалов социологических исследований о мнении читателей «Советского экрана» о лучших фильмах и актерах. Эмпирической базой нашего исследования послужили статистические данные, собранные киноведом А.В. Федоровым, материалы советской печати, посвященные итальянскому кинематографу.
советская культура, кинозритель, итальянский кинематограф, советская кинокритика
1. Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4. С. 293–306.
2. Коллективный корреспондент «Советского экрана», Киноклуб МГУ. Слово о клубах любителей кино // Советский экран. 1960. №24. С. 2–3.
3. Косинова М. И. Международные связи советской кинематографии в годы «Оттепели» // Современные исследования социальных проблем. 2015. №6 (50). С. 631–648.
4. Косинова М.И. История взаимодействия отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. 2014. №4. С. 147-155.
5. Хрюкин Д.А. «Жанр» как ключевая проблема советского кинематографа 1968 – 1985 гг. государство, кинематографисты, зритель // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том 9. №2.
6. Федоров А.В. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958-1991). М.: ОД «Информация для всех», 2022. 330 с.
7. Федоров А.В. 200 зарубежных лидеров советского кинопроката: избранная коллекция. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 372 с.
8. Муратов Л. Ален Делон // Актеры зарубежного экрана. Вып. 4. Л.: Искусство, 1968. С. 79–81.
9. Кузнецов М. О войне и о мире (Заметки критика с Московского кинофестиваля) // Советский экран. 1965. №16. С. 2–3.
10. Федоров А.В. Самые популярные фильмы Франции и Италии в советском кино-прокате. М.: ОД «Информация для всех», 2022. 52 с.