ПОСТИСТИНА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СИМПТОМ И ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Рубрики: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются специфические характеристики дискурса постправды, присущего современной социальной коммуникации. Постправда представлена как социально-эпистемологический, а постистина – как социально-онтологический феномены. Постправда рассматривается как когнитивное искажение, укорененное в структуре буржуазной социальной идентичности, характеризующее эмотивистский тип личности и социально-манипулятивный тип отношений. Обосновывается положение согласно которому роль онтологического основания дискурса постправды выполняет новый тип информационных объектов – «фактоиды». Специфика их функционирования в информационно-коммуникативном пространстве описывается в категориях не бинарной, а трехзначной логики, предполагающей кроме истины и лжи еще третий модус – неизвестность, неопределенность. Недоопределенный эпистемологический статус «фактоида» не свидетельствует о какой-либо его ущербности по сравнению с фактом, а является специфическим свойством, указывающим на вероятностный характер его онтологии. Утверждается, что постистинностная трактовка онтологического статуса смысла как морально-этически и эпистемологически нейтрального, легитимирует его использование в качестве инструмента политики постправды. Делается вывод о том, что постистинностный дискурс носит перформативный характер. В связи с чем его можно рассматривать не только как описательный – специфически спекулятивно-рыночный способ репрезентации реальности, но и как: 1) производящую «фактоиды» перформативную технологию формирования дополненной реальности, 2) инструмент гуманитарно-технологического конструирования социальной идентичности.

Ключевые слова:
постправда, постистина, дискурс, идентичность, эмотивизм, фактоид
Список литературы

1. Морозов А.В. Как «постистинный мир» наконец стал гиперверием: рецензия на книгу Стива Фуллера // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5, № 3. С. 287–297.

2. Keyes R. The Post-Truth Era. Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York: St. Martin’s Publishing, 2004.

3. Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: ИД ВШЭ, 2021. 368 с.

4. Франкфурт Г.Г. К вопросу о брехне / Пер. с анг. М. Ослона, под ред. Г. Павловского, И. Чечель. М.: Европа, 2008. 120 с.

5. Hardoš P. Lee McIntyre: Post-Truth Cambridge, MA: MIT Press 2018, 240 pages (Book review) // Organon F, 2019, vol. 26, no. 2. pp. 311–316. DOI: https://doi.org/10.31577/orgf.2019.26210

6. Николс Т. Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания. – М.: ЭКСМО, 2019. 244 с.

7. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / Пер. англ. В.В. Целищева. М: Академический проект, 2000. 384 с.

8. Кольба А.И. Постправда // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / Отв. ред. И.С. Семененко / ИМЭМО РАН. – Москва: Весь Мир, 2023. С. 413–418.

9. Тихонова С. В. Конкуренция науки и лженауки в эпоху постправды // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 287–291.

10. Семененко И.С. Введение. Идентичность в мейнстриме политической науки и в фокусе публичной политики // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля

11. Малинова О.Ю. Конструирование смыслов: Исследование символической политики в современной России: Монография / РАН. ИНИОН. М., 2013. 421 с.

12. Балаян А.А., Томин Л.В. Акторно-сетевая теория в контексте дискуссий об идеологии и политической онтологии // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.

13. Davies W. The Age of Post-Truth Politics / W. Davies // The New York Times.  URL: https://www.nytimes. com/2016/08/24/opinion/campaign-stops/the-age-of-post truth-politics.html (Дата обращения: 02.03.2025)

14. Жолудь Р.В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и послед-ствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2018. №3. С.117–123.

15. DeMichele T. A Factoid is a Brief Piece Information that Appears True (2015) // FactMyth.com. – URL: https://factmyth.com/factoids/a-factoid-is-a-brief-piece-information-that-appears-true/

16. Шатин Ю.В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, №6: Журналистика. С. 250–257.

17. Маркова Л.А. Актуальность понятия «смысл» // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: монография / Под ред. чл.-корр. РАН И.Т. Касавина и Н.Н. Ворониной. Н. Новгород:

18. Дудина В.И. Вымышленный кризис социологии и контуры новой эпистемоло-гии // Социологические исследования. 2013. №10. С. 13–21.

19. Ло Д. После метода: беспорядок и социальная наука / Пер. с англ. и науч. ред. С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 352 с.

20. Gutoskey E. What’s the Di袈erence Between a Fact and a Factoid? (2020). URL: https://www.mental

Войти или Создать
* Забыли пароль?