Необходимость достижения приоритетов и целей стратегического планирования, реализация качественных изменений социально-экономического развития в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации системы управления бюджетом государства. В 2024 году в Российской Федерации продолжилась реализация комплекса мер, направленных на поддержание финансовой и экономической стабильности, а также мер социально-экономического характера в целях повышения уровня социальной защиты граждан. В настоящее время отмечается рост экономики на фоне продолжающейся адаптации к новым условиям и перехода к созданию условий для структурной трансформации экономики в целях обеспечения долгосрочного экономического роста. Качественная реализация бюджетных процессов, и в частности эффективное использование государственных средств, являются ключевыми инструментами по обеспечению благоприятного развития общества и государства. Однако реализация бюджетных процессов невозможно без применения специальных механизмов, в том числе механизмов регулирования государственными расходами. В работе рассмотрены сущность государственных расходов, механизмы регулирования государственными расходами в современных условиях (классификация, функции, признаки), основные проблемы в области данных механизмов и пути их решения. Обосновывается существенная необходимость повышения эффективности государственных расходов на современном этапе развития российской экономики. Основополагающим, хотя и не единственным критерием для оценки бюджетной эффективности является метод сравнения расходов и доходов на конкретных временных отрезках и в рамках всего периода бюджетного планирования. Этот принцип позволяет анализировать сложившиеся пропорции. Анализируются и другие современные методы и подходы, с помощью которых осуществляется решение выдвинутой проблемыв условиях нестабильности. В России выбран наиболее оптимальный путь, при котором основным способом повышения эффективности расходов бюджета вместе со средне- и долгосрочным планированием осуществляется применение инструмента бюджетирования, ориентированного на результат. Именно по этой причине бюджеты всех уровней представляют собой комплексы различных программ, реализующих важнейшие стратегические государственные цели.
бюджет, бюджетное регулирование, бюджетная система, доходы и расходы бюджетов, бюджетный федерализм, сбалансированность бюджета, методы бюджетного регулирования, межбюджетные трансферты, бюджетные правоотношения
1. Ангелина, И. А. Публичные финансы: генезис понятия в современной финансовой науке / И. А. Ангелина, А. А. Градинарова // Финансовые исследования. — 2022. — № 2(75). — С. 51-62.
2. Балынин, И. В. Особенности управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях / И. В. Балынин, Т. Б. Терехова // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 5.
3. Белоусов, Ю. В. Прогноз влияния цифровизации на управление государственными финансами /Ю. В. Белоусов, О. И. Тимофеева // Мир новой экономики. — 2022. — Т. 16, № 4. — С. 113-123.
4. Бессонов, А. В. Механизм распределения бюджетных средств: сущность, цели и задачи / А. В. Бессонов// Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2024. — № 7-2. — С. 228-232.
5. Бушенева, Ю. И. Компонентно-элементный состав методологии прогнозирования и планирования национальной экономики / Ю. И. Бушенева // Управленческое консультирование. — 2022. — № 8(164).
6. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Сайт «Гарант»: официальный сайт. — URL: base.garant.ru/12112604/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/ (дата обращения: 05.01.2025)
7. Докальская, В. К. Развитие и особенности функционирования бюджетной системы РФ в современных условиях : монография / В. К. Докальская, А. И. Солодовник. — Орел : ОрелГАУ, 2021. — 160 с.
8. Жигаленко, Е. В. Программно-целевые методы в государственном управлении: возможные риски и перспективы развития / Е. В. Жигаленко // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 10. — С. 481-483.
9. Концептуализация инструментальных механизмов управления финансами : монография / Н. В. Алексеенко, А. А. Блажевич, Е. Н. Демидова [и др.] ; под редакцией П. В. Егорова. — Донецк : ДонГУ, 2023.
10. Ляпунцова Е.В., Хоконов Б.М. Финансовый контроль как основа воспроизводственного управления в новой экономике // Финансы и управление. — 2022.- № 2. С. 30-43.
11. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/
12. О Счётной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/
13. Савина, А. В. Финансово-правовые аспекты развития креативной экономики в России / А. В. Савина //Финансовое право. — 2024. — № 4. — С. 8-11. — DOIhttps://doi.org/10.18572/1813-1220-2024-4-8-11.