Статья посвящена вопросу отражения традиционных нравственных ценностей в немецкой литературе на рубеже XX–XXI в. Актуальность темы обусловлена острым кризисом утраты традиционных нравственных ориентиров в современном обществе потребления. Проблема исследуется на материале романа Георга М. Освальда «Все, что считается». Выделен круг моральных и социальных ценностей, через призму которых писатель дает оценку обществу. В статье описана структура изображенного в романе социума, распадающегося на две основные группы – финансовую элиту и остальных членов общества, включая низшие маргинальные слои. Главный герой, не обладающий отличительными индивидуальными характеристиками, представляет собой обобщенный портрет представителя современного общества. Сделан вывод о том, что в современном социуме истинные любовь и дружба часто подменяются симулякрами. Каждый из знаков моральных ценностей имеет в обществе потребления свою стоимость, однако они не дают жизненной опоры. Таким образом, Георг М. Освальд дает отрицательную оценку немецкому обществу рубежа XX–XXI вв., придерживаясь позиции традиционных морально–нравственных ценностей.
Георг Освальд, нравственные ценности, мораль и этика в литературе, современная немецкая литература, культ массового потребления, фетишизм, карго-культ
1. Белая Г. Нравственный мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1983. – № 4. – C. 19–52
2. Роганова И. С. Актуализация постмодернистской парадигмы в культуре конца XX века (на примере немецкоязычной литературы): Дис. … доктора культурологи: 24.00.01. – Москва, 2010. – 447 с.
3. Соколова Е. В. Современная литература Германии: поиски выхода из постмодернизма // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже ХХ–XXI вв.):
4. Кожемякин А. Г. Георг Освальд представил аморального типа // Коммерсантъ (Новосибирск). – 2003. – № 73. – С. 3. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/379178.
5. Медведева Т. С. Ценности немецкого народа: история и современность // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2010. – №3. – С. 130–134.
6. Мисонжников Б. Я. Методологические основы герменевтики как средства отождествления текста // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. – 2012. – №4. – с. 52–60.
7. Освальд Г. Все, что считается: Роман. – СПб.: Амфора, 2002. – 221 с.
8. Чугунов Д.А. Немецкая литература 1990–х годов: основные тенденции развития: Дис. … докт. филол. наук: 10.01.03. – Воронеж, 2006. – 421 с.
9. Esselborn K. Globalisierung – Natur – Zukunft erzдhlen Aktuelle deutschsprachige Literatur fьr die Internationale Germanistik und das Fach Deutsch als Fremdsprache. Rezension. // Informationen Deutsch
10. Nebrig A. Neue Studien zu Moral und Ethik der Literatur und ihrer Kritik: A Review Article. // Orbis Litterarum. – 2016. – Vol. 71. Issue 6. – Р. 549–560.
11. Zemanek E. Unkalkulierbare Risiken und ihre Nebenwirkungen: Zu literarischen Reaktionen auf цkologische Transformationen und den Chancen des Ecocriticism // Literatur als Wagnis. – Berlin 2013,



