В фокусе работы находятся речевые акты самопрезентации, функционирующие в такой разновидности общения, как устный научный диалог, трактуемый в качестве публичной речи, отличающейся экспромтным характером, ярко выраженной экспрессивностью, полемичностью и под. В работе выделяются и описываются разновидности самопрезентации, представленные в устном научном диалоге: я-самопрезентация и мы-самопрезентация (разграничивающиеся с опорой на критерий «субъект самопрезентации»), профессиональная и непрофессиональная самопрезентация (дифференцируемые на основании параметра «степень персонализации»), свернутая и развернутая самопрезентация (выделяемые в зависимости от степени полноты самопредставления), положительная и отрицательная самопрезентация (разграничиваемые с учетом векторной направленности самопрезентации). Рассматриваются прагматические свойства речевых актов самопрезентации: аргументативные (связанные с обоснованием определенного тезиса), превентивно-защитные (уклонение от ответа), демонстративные (подразумевающие собственно представительскую функцию самопрезентации) и некоторые другие. Формулируется вывод о достаточно большом видовом разнообразии актов самопрезентации в устном научном диалоге, а также о вариативности прагматики этих речевых действий.
научный диалог, самопрезентация, идентификация, категоризация, аргументация
1. Аксенова А. В. Стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2013. – № 15. – С. 109–114.
2. Вершинина Е. Н. Коммуникативные тактики создания имиджа вуза (на материале газеты «Поиск») // Сибирский филологический журнал. – 2015. – № 1. – С. 159–164.
3. Дубских А. И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского университета. Сер. Филология.
4. Дубских А. И. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в масс-медиальном дискурсе (на материале «звездных» интервью): Дис.канд. филол. наук: 10.02.19. – Челябинск,
5. Задворная Е. Г. Виды научной дискуссии и их прагматические характеристики // Стиль: международный научный журнал. – 2008. – № 8. – С. 213–224.
6. Задворная Е. Г. Эмоциональная оценка в научном диалоге // Профессионально ориентированное обучение межкультурной коммуникации: теория и практика:Сб. науч. ст.– Минск: МГЛУ, 2022. –С. 88–93.
7. Зеневич Н. В. Особенности реализации стратегии самопрезентации в научном дискурсе на английском и белорусском языках // Молодые ученые в инновационном поиске: Сб. науч. ст. по
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. – 284 с.
9. Лаппо М. А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 180 с.
10. Маслова Л. Н. Выражение согласия / несогласия в устной научной коммуникации: гендерный аспект: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 2007. – 192 с.
11. Соловьева Н. В. Стратегии презентации коммуникантов в текстах научных дискуссий // Вестник Пермского университета. – 2009. – Вып. 1. – С. 29–37.
12. Сорокина Ю. В. Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса // Вестник Челябинского государственного университета.
13. Черкасова И. С. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.20. – Волгоград, 2006. – 252 с.
14. Черкасова И. С., Красавский Н. А. Самопрезентация личности в Интернете и печатных СМИ // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 189–202.
15. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.



