Россия
Анализируется религиозно-политическая борьба в мусульманской общине, развернувшаяся непосредственно после смерти Пророка. События, связанные с избранием халифом Абу Бакра, рассматриваются через призму формирования политических и идеологических основ шиʻитского движения. В работе представлены суннитские и шиʻитские интерпретации событий при Гадир Хумм. Делается вывод о том, что представители клана Хашимитов рассчитывали на передачу политического и духовного руководства общиной их представителю после смерти Пророка. Опираясь на анализ коранического текста, проделанный В. Маделунгом, выявляются религиозно-идеологические основы представлений об особом статусе представителей семьи Пророка. Анализируется понятие «ахл ал- бейт», представлены его суннитские и шиʻитские интерпретации. Обосновывается тезис о том, что главной причиной, по которой Абу Бакр и ʻУмар б. ал-Хаттаб препятствовали стремлению ʻАли б. Аби Талиба возглавить мусульманскую общину после смерти Пророка, является их желание сохранить сложившееся равновесие между кланами бану Курайш. Действия Абу Бакра и ʻУмара б. ал-Хаттаба, не допустившие прихода ʻАли б. Аби Талиба к руководству общиной, рассматриваются как борьба против установления наследственного принципа передачи власти.
«ахл ал-бейт», ʻАбд ал-Карим аш-Шахрастани, Абу Бакр, ʻАʼиша, ʻАли б. Аби Талиб, ал-Хасан ан-Наубахти, ансары, Гадир Хумм, Ибн Хишам, мухаджиры, Мухаммада ат-Табари, Пророк, ʻУмар б. ал-Хаттаб, Фадак, Фатима, шиʻат ʻАли, шиʻитский ислам.
1. Муслим. Сахих: Краткое изложение, составленное имамом аль-Мунзири / пер. с араб. В. А. Нирша. – М.: Умма, 20011. – 1216 с.
2. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. – М.: Вост. лит., 2004. – 471 с.
3. Ан-Наубахти ал-Хасан б. Муса. Шиʻитские секты / Пер. с араб., введение и исследование С. М. Прозорова. – М.: Наука, 1973. – 255 с.
4. Большаков О. Г. История Халифата. – Т. 1: Ислам в Аравии (570–633). – М.: Наука,1989. – 312 с.
5. The History of al-Tabari (Ta'rikh al-rusul wa 'l-muluk). – Vol. X: The Conquest of Arabia. The Riddah wars. A.D.632–633/A.H. 11/ Transl. and annot. by Fred M. Donner. – Albany: State University of New York Press, 1993. – 216
6. ас-Салляби ʻАли Мухаммад. ʻАли ибн Абу Талиб. Четвертый праведный халиф / Пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2013. – 768 c.
7. The History of al-Tabari (Ta'rikh al-rusul wa 'l-muluk). – Vol. IX: The Last Years of the Prophet. The formation of the state. A. D. 630-632/A.H. 8-11 / Translated and annotated by Ismail K. Poonawala. – Albany: State University
8. Крымский А. Е. История мусульманства. – М.; Жуковский: Кучково поле, 2003.– 464 с.
9. аш-Шахрастани Мухаммад ʻАбд ал-Карим. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введение и комм. С. М. Прозорова. – М.: Наука, 1984. – 270 с.
10. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада / Пер. с араб. Н. А. Гайнулина. – М.: Умма, 2002.– 485 с.
11. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. – Баку: Язычы, 1990. – 744 с. Koran / Per. I. YU. Krachkovskogo. – Baku: Yazychy, 1990. – 744 s.
12. Арзина Р. Л. Ранняя шиʻитская мысль. Учение имама Мухаммада ал-Бакира. – М.: Наталис, 2015. – 240 c.
13. Madelung W. The succession to Muhammad. A study of early Caliphate. – Cambridge University Press, 1997. – 421 p.
14. Прозоров С. М. Ахл ал-байт // Ислам: энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.– С. 27.
15. Ибн Касир. Толкование Корана: в 4-х тт. / Пер. с араб. А. А. Шипилиной. Т. III. – М.: АльКитаб, 2015.– 672 с.
16. Крачковский И. Ю. Комментарии // Коран / Пер. и комм. И. Ю. Крачковского. – Баку: Язычы, 1990.– С. 515–657.
17. The History of al-Tabari (Ta'rikh al-rusul wa 'l-muluk). – Vol. XI: The Challenge to the Empires A.D. 633-635/A.H. 11-13 / Translated and annotated by Khalid Yahya Blankinship. – Albany: State University of New York Press,



