ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ В РОСПИСИ СКЛЕПОВ ХЕРСОНЕСА
Рубрики: АРХЕОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Декорация 11 расписных склепов Херсонеса, включающая в себя в основном цветочно-растительные мотивы, изображения птиц и имитацию мраморной облицовки, соответствует иконографии раннехристианской погребальной живописи в Поздней Римской империи и датируется последней четвертью IV – началом V в. Скорее всего, приезжие мастера, расписавшие херсонесские склепы, следовали уже сложившейся и хорошо им известной декоративно-символической системе и использовали определенный набор сюжетов. Изображение бесспорно христианского символа, а именно христограммы, сохранилось на сводах только двух склепов (1853/1905 и 2003/2006 гг.). Еще в четырех, судя по остаткам росписи, она также могла присутствовать. Прорисовка сохранившихся изображений христограммы имеет практически точные аналогии, например, в гробницах Софии, Фессалоник и Сард. В статье впервые сделано предположение, что помимо христограммы к христианской символике в раннехристианской погребальной живописи Херсонеса можно отнести четырехлепестковый цветок-розетку, изображения которой известны на стенах двух склепов Херсонеса (на земле Н. И. Тура и 2003/2006 гг.). Изображения таких же розеток можно встретить на предметах искусства и в погребальной росписи, начиная с эллинистической эпохи. Этот чрезвычайно популярный мотив в античном искусстве был, прежде всего, декоративным элементом и атрибутом райского сада. Однако для христиан, особенно в эпоху развития культа креста, крестообразная форма, скорее всего, придавала ему символическое значение. Прежде всего это касается росписей, в которых четырехлепестковые розетки занимают акцентированное положение в их декоративной программе, по сути замещая изображение креста. Очень ярким примером именно такого использования крестообразного цветка является роспись гробницы № 37 в Фессалониках. В Херсонесе таким примером служит роспись задней стены херсонесского склепа на земле Н. И. Тура. Симметричное расположение трех одинаковых крестообразных розеток в композиции с двумя павлинами, средняя из которых находилась в самом центре композиции в полукруге пушистой гирлянды, позволяет видеть в них не просто растительные элементы, а крестообразные символы.

Ключевые слова:
Херсонес, расписные склепы, раннехристианская погребальная живопись, христограммы и четырехлепестковые цветки-розетки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Войти или Создать
* Забыли пароль?