Статья посвящена чтению легенды золотоордынских серебряных монет со «стремявидной» тамгой, надписью «чекан Крыма», лозунгом «падишах ислама» и лакабом правителя nuṣratun / al-dunya w-/al-dīn ‒ ‘помощь миру и вере’. Попытки распознания отличающейся аббревиатурностью надписи, заключенной в легенде, ограничивались чтениями ее окончания, в котором А. К. Марков усматривал «года шестьсот девяностого», а Н. И. Веселовский видел «года восьмисотого». В соответствии с этими чтениями, первый причислял монеты к чеканке Иису Ногая, придавая ему ханский титул, второй – относил к последним годам правления хана Токтамыша. Н. П. Лихачев приходит к разделяемому Р. Р. Фасмером заключению, что все представленные прочтения сомнительны. В настоящее время серебряные монеты со «стремявидной» тамгой атрибутированы автором как «мусульманская» чеканка владетеля Крымкого улуса Тука Тимура, сына Джучи, начавшаяся в Крыму после принятия мусульманства Берке и военной аристократией Золотой Орды. Ключом к чтению загадочной легенды служат конийские серебряные дирхемы Изз ад-Дина Кейкавуса II, сына Гияс ад-Дина Кейхусрова II, 658 г.х. (18.12.1259‒5.12.1260), которые до недавнего времени были относимы к Кейкавусу I и датировались 608 г.х. С. Лэн-Пулем, А. К. Марковым, А. Тевхидом, Г. Хеннеквином. Легенда конийских дирхемов Кейхусрова II, написанная в сходном с легендой «мусульманских» монет Тука Тимура стиле, сообщает: «Бито в городе Кония в году восемь и пять(десят) и шестьсот». В интернет-публикации с правильным определением подобного дирхема, происходящего из коллекции восточных монет Музея Дэвида (Дания), издатели относят написание числительного «пять» к аббревиатурам дивани для декады хамсин, встречающимся в надписях монетных дворов Saljūqiyān-i Rūm с 646 г.х. (26.04.1248‒15.04.1249) до конца существования Конийского султаната (1307 г.), используемых для обозначения числительных единиц и десятков даты. Но здесь, как представляется, символ не соответствует аббревиатуре дивани «пять» (o), однако находит сходство с ней в передаче числительного десятков единицами. В легенде серебряных монет со «стремявидной» тамгой отчетливо видима аббревиатура дивани «один» (o|), располагающаяся на оттиске первого монетного штемпеля на 4‒5 ч., всех следующих ‒ 12 ч. Легенда на первом штемпеле читается «Чеканен динар в Аҕре в году один (аббревиатурой дивани) и шесть(десят), после ‒ шестьсот», на остальных – «Чеканен ты в Аҕре в году один (дивани) и шесть(десят), после ‒ шестьсот». Сообщаемая легендой инициальная дата выпуска монет (661 г.х.) не является неожиданной. Она совпадает с выводимой по письменным источникам датой принятия мусульманства Тука Тимуром, Берке и военной аристократией Золотой Орды в качестве второй (с тенгрианством монголов) государственной религии, состоявшегося к середине 661 г.х. Особое значение имеет название монетного двора Āḳrā, сообщаемое вместе с надписью на той же стороне «чекан Крыма». Тем же монетным двором и также упоминанием Крыма (Qīrīm Āḳrā) отмечены «домусульманские» йармаки Тука Тимура, предшествовавшие монетам со «стремявидной» тамгой
Крымский улус Золотой Орды, монетная чеканка Тука Тимура, Уран Тимур, Аҕра