Россия
Анализируется религиозная политика представителей династии Сефевидов, решившей историческую задачу по распространению и утверждению шиʻизма иснаʻашаритского толка на территории Ирана. Выявляются причины, по которым Исмаʻил I сделал выбор в пользу именно этого направления шиʻитского движения, провозгласив его государственной религией своей державы. Показаны способы, при помощи которых сефевидским шахам удалось превратить первоначально суннитскую страну в государство с преобладающим шиʻитским населением. Делается вывод о том, что наиболее результативными для распространения иснаʻашаризма были мероприятия власти, направленные на привлечение в страну авторитетных шиʻитских ученых и спонсирования их деятельности, организацию государственного аппарата, с включением в него чиновников, обеспечивавших связь власти и шиʻитского духовенства, учреждение сети медресе и организацию системы религиозного образования. Акцентируется внимание на деятельности шахов по развитию центров паломничества, связанных с иснаʻашаритскими имамами. Анализ исторических событий позволил автору проследить эволюцию взаимоотношений шиʻитского духовенства и государственной власти в эпоху Сефевидов. В качестве подтверждения вывода о том, что благодаря усилиям сефевидских шахов сформировалась национальная иранская идентичность, неразрывно связанная с шиʻизмом иснаʻашаритского толка, рассматривается провал религиозной политики Надир-шаха, направленной на слияние суннитской и шиʻитской ветвей ислама.
ʻАббас I, Иран, Исмаʻил I, иснаʻашаризм, кызылбаши, Мешхед, мулла-баши, Мухаммад Бакир ал-Маджлиси, Надир-шах, садр, Сефевиды, Султан Хусайн, сунниты, Тахмасп I, шиʻизм
1. Бартольд В. В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Бартольд В. В. Соч.– М.: Восточной литературы, 1963. – Т. II, ч. I.– 748 с.
2. Эфендиев О. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в.– Баку: ЭЛМ, 1981.– 335 с. Efendiev O. Azerbajdzhanskoe gosudarstvo Sefevidov v XVI v.– Baku: Izd-vo «ELM», 1981.– 335 s.
3. История Ирана. – М.: изд-во МГУ, 1977.– 488 с. Istoriya Irana. – M.: MGU, 1977.– 488 s.
4. Ахундова Н. Ф. Суфийское братство Сефевидов: шиизм или суннизм? Историографический обзор трудов западноевропейских исследователей // Ориенталистика. 2020.– Вып. 3(3).– С. 765–780.
5. Minorsky V. The Poetry of Shah Ismaʻil I. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10, №. 4 (1942), P.– 1006a-1053a.
6. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках: Курс лекций. – СПб.: Изд-во С.– Петерб. ун-та, 2007.– 428 с.
7. Savory R. Iran under the Safavids. – London – New York – New Rochelle Melbourne Sydney. – Cambridge University Press, 1980. – 277 p.
8. Moazzen Maryam. Shi‘ite Higher Learning and the Role of the Madrasa-yi Sulṭānī in Late Safavid Iran.– Toronto: Department of Near and Middle Eastern Civilizations University of Toronto, 2011.– 331 p.
9. Дафтари Фархад. История шиʻитского ислама. – М.: Наталис, 2017.– 352 с. Daftari Farhad. Istoriya shiʻitskogo islama. – M.: Natalis, 2017.– 352 s.
10. Newman A. G. Religious trends // Encyclopaedia of Islam.– 2 ed.: in 12 vol. – Leiden: E. J. Brill, 1995. – Vol. VIII. – P. 777–781.
11. Nozhat Ahmadi Vaqf in Safavid period // The Safavid World. – London and New York: Routledge, 2022. – P. 377.
12. Floor Willem. The sadr or head of the Safavid religious administration, judiciary and endowments and other members of the religious institution // Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft.
13. Новосельцев А. П. Государство Сефевидов в XVI–XVIII вв // История Востока. – Т. III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI–XVIII вв.
14. Savory R. M. ʻAbbas I // Encyclopaedia of Islam. 2 ed.: in 12 vol. – Leiden: E. J. Brill, 1986. – Vol. I. – P. 8.
15. Магилина И. В. Религиозное мировоззрение шаха ʻАббаса I Сефеви (по материалам «Хроники кармелитов») // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 10, № 12. – С. 119.
16. Эштос Янис. Несколько слов о Мир Дамаде // Ишрак. – М.: Наука, Вост. лит., 2014.–№ 5. – С. 137–141. Eshtos YAnis. Neskol'ko slov o Mir Damade // Ishrak. – M.: Nauka, Vost. lit., 2014.–№ 5. – S. 137
17. Сафави Саййид Салман Жизнь и философское учение Муллы Садры. – М.: ООО «Садра», 2020.– 160 с.
18. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – 352 с.
19. Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П., Строева Л. В., Беленицкий А. М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. – Л.: изд-во ЛГУ, 1958.– 392 с.
20. Леквейшвили Т. К вопросу о причинах упадка династии Сефевидов: историографический анализ // Caucaso-Caspica. – 2017–2018. – Вып. II–III. – С. 46.
21. Algar Hamid. Religious forces in eighteenth-and nineteenth – century Iran // The Cambridge history of Iran. – Vol. 7.: From Nadir Shah to the Islamic republic. – Cambridge, New York, Melbourne, Madrid,
22. Арунова М. Р. Ашрафян К. З. Государство Надир-шаха Афшара. Очерки общественных отношений в Иране 30–40-х годов XVIII века. – М.: Издательство Восточной литературы, 1958. – 283 с.