Статья посвящена изучению специфики художественного мира К. Д. Бальмонта как вторичной реальности, проецирующей миропонимание и систему ценностей автора. В ходе исследования реализация ментальной оппозиции «верх – низ» рассматривается как выстраивание аксиологической вертикали, определяющей характер художественного пространства в целом и основных его разновидностей (реального, астрономического, онирического, мифологического, фольклорного и синкретического) – в частности. Символика «верха» выступает в ранней лирике К. Д. Бальмонта не только как пространственный, но и как ценностный ориентир, отражающий стремление лирического субъекта к высшим истинам и пониманию целостности мироздания. «Низ» связан с мрачной «безглагольностью» и порождает желание смены пространства. Авторская модель мира, включающая в себя «верхнее» и «нижнее» пространства, представляет собой динамическую систему, в рамках которой происходит их противоборство.
художественный мир, художественное пространство, ментальная оппозиция, аксиологическая вертикаль, верх, низ
1. Бальмонт К. Д. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. – М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2018. – 1399 с.
2. Гришина С. А. Своеобразие лирического сюжета книги стихов К. Д. Бальмонта «Будем как Солнце»: структура и формирование
3. Каратанова А. Б. Образ-символ Солнца и его семантика в лирике К. Д. Бальмонта // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. – Т. 7. – №. 4 (25). – С. 173–176.
4. Крохина Н. П. Космос Бальмонта: миры и люди // Космос Бальмонта: миры и люди: Сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф. (XXVII Бальмонтовские чтения; Шуя, 13 июня 2015 г.).
5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970. – 384с.
6. Маматов Г. Образ морской девы в поэзии К.Д. Бальмонта // Филология и человек. – 2022. – № 1. – С. 140–148.
7. Меркулов И. М. Поэтика света и тени в лирике К. Д. Бальмонта : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2011. – 22 с.
8. Новикова М. А., Шама И. Н. Символика в художественном тексте. Символика пространства (на материале «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и их английских переводов).Запорожье
9. Океанский В. П., Океанская Ж. Л. Художественный мир К. Д. Бальмонта: поэтическая метафизика ноктюрна. – Шуя, 2013. – 124 с.
10. Снежко Ю. «Я камыши пропел, как до меня не пели...»: семантика болота в поэзии К. Д. Бальмонта // Literatūra. – 2019. – № 61 (2). – С. 70–83.
11. Хайруллин К. Мифопоэтический космизм Константина Бальмонта // Литературные известия. – № 10 (162), 2018.
12. Цыкунова Г. В. Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К. Д. Бальмонта: специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореф. дисс. … канд. филол. наук.
13. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М.: Наука, 1979. – 312 с.