Предметом статьи является генезис категории «художественная картина мира» с точки зрения когнитивной лингвистики. Обосновывается трактовка художественной картины мира как частной модификации национальной опосредованной когнитивной картины мира – ментального образа объективной реальности, формируемого во взаимодействии коллективного и индивидуального сознания в результате эмпирического и интеллектуального отражения объективной реальности. Предлагается рассматривать художественную картину мира, воплощенную в произведении художественной литературы, не в оппозиции к когнитивной картине мира, а как второй член оппозиции «художественная картина мира» / «языковая художественная картина мира». Показано, что отношение художественной картины мира к когнитивной картине мира носит гипо-гиперонимический характер. Рассматривается когнитивная специфика художественной картины мира, определяемая свойствами художественного сознания. Преобразующий потенциал художественного сознания обусловливает двойственную природу художественной картины мира, выступающей одновременно и моделью объективной реальности, и результатом его творческого, игрового преобразования. Выделены структурные компоненты художественной модели мира: закономерности физического, социального и ценностного доменов онтологической реальности, концептуальных полей биографического, социального и исторического времени, опосредованные деятельностными, когнитивными и аксиологическими особенностями творческого самосознания автора.
художественная картина мира, когнитивная картина мира, когнитивная специфика, художественное сознание, структурные компоненты художественной модели мира
1. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей.
2. Акопов Г. В. Психология искусства: от Л. С. Выготского к В. Ф. Петренко (трансценденция проектов психологии искусства в различных модусах сознания) // Методология и история психологии.
3. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 200 с.
4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. – М.: Наука, 1978. – 399 с.
5. Архипова Ю. В. Художественное сознание М. В. Гоголя и эстетика барокко: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. – Екатеринбург, 2005. – 210 с.
6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
7. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. – Екатеринбург, 1998. – 230 с.
8. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации концепта в поэтическом тексте // Вестник ТГПУ. – 2005. – Вып. 3 (47). – С. 18–24.
9. Бондаренко А. И. Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности // Известия Самарского научного центра РАН (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки).
10. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
11. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М.: АСТ, 2018. – 160 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Наука, 1960. – 340 с.
14. Горелов И. Н. О вербальных и невербальных составляющих речевого поведения // Вопросы психолингвистики. – 2003. – № 1. – С. 13–18.
15. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учеб. пос. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с.
16. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 387 с.
17. Джененко О. В., Куликова Е. Ю., Тинакина В. О. Картина мира – языковая картина мира – этническая картина мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1–1.
18. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
19. Закс Л. А. Художественное сознание. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. – 212 с.
20. Залевская А. А. Текст и его понимание: моногр. – Тверь: Твер. Гос. ун-т, 2001. – 177 с.
21. Золотых Л. Г. Картина мира – модель мира – образ мира: проблема соотношения категорий в области идиоматики // Гуманитарные исследования.
22. Керимова А. Х. К. Обыденное религиозное сознание как духовное освоение мира // Международный научный журнал. – 2009. – № 2. – С. 104–112.
23. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М.: ЧеРо, 2003. – 349 с.
24. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
25. Лебедева Н. Б. Полиситуативность глагольной семантики (на материале русских префиксальных глаголов): дис. … доктора филол. наук: 10.02.01. – Томск, 1999. – 264 с.
26. Лобазова О. Ф. Социология и психология религии: религиозное сознание в России: учебник. – 2-е изд. – М.: РГСУ, 2019. – 196 с.
27. Любимова Н. А., Бузальская Е. В. «Картина мира»: содержание, терминологический статус и общая иерархия ее составляющих // Мир русского слова. – 2011. – № 4. – С. 13–20.
28. Мусат Р. П. Художественная картина мира в системе картины мира // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 4. – С. 19–28.
29. Новоселова М. А. О понятии «художественное сознание» в искусстве // Дневник науки. – 2018. – № 8 (20). – С. 1–6.
30. Ополев П. В., Соцкая И. А. Религиозное сознание: через сложное к простому // Гуманитарные и социально-экономические проблемы современного общества: сб. науч. трудов, посв. 85-летию
31. Пивоваров Д. В. Религия // Современный философский словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. – С. 406.
32. Пичко Н. С. Художественное сознание в динамике его культурологического осмысления // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3. – С. 258–263.
33. Познер Р. Рациональный дискурс и поэтическая коммуникация: методы лингвистического, литературного и философского анализа
34. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособ. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 226 с.
35. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж: Истоки, 2001. – 191 с.
36. Постовалова В. И., Серебренников Б. А., Кубрякова Е. С. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М., 1998. – С. 8–70.
37. Потанина Н. Л. Игра как когнитивная доминанта художественного сознания // Когнитивные исследования языка. – 2020. – № 4 (43). – С. 354–383.
38. Потебня А. А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – 624 с.
39. Реформатский А. А. О сопоставительном методе // Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1987. – С. 40–52.
40. Руднев В. П. Предисловие к публикации «Логико-философского трактата» // Логос. – 1999. – № 1. – С. 99–100.
41. Серебренников Б. А. Типы мышления // Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Наука, 1988. – С. 188–210.
42. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977. – С. 31–284.
43. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. – М.: Слово, 2008. – 334 с.
44. Тихомирова Л. С. Роль рефлексии в научном сознании // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. – № 4 (16). – С. 90–97.
45. Топорова В. М. Семантико-когнитивное структурирование художественного сознания // Современные проблемы языкознания, литературоведения, межкультурной коммуникации и лингводидактики
46. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. – М.: Мысль, 2010. – 589 c.
47. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
48. Флоренский П. История и философия искусства. – М., 2000. – 446 с.
49. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993. – 333 с.
50. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб.: Европейский дом, 2004. – 242 с.
51. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1994. – 528 с.
52. Guilford J. P. The Analysis of the Intelligence. – McGraw-Hill, 1971. – 514 p.
53. Mьller F. M. Lectures on the science of language: in 2 vol. – 6th ed. – Vol. 1. – L.: Longmans, Green and Co, 1871. – 371 p.
54. Piaget J. Le langage et la pensйe du point de vue gйnйti- que // Acta psychologica. – 1954. – Vol. X (1–2). – P. 51–60.