Статья посвящена характеристике текстовой компетенции как комплексной лингвистической способности, интегрирующей языковой опыт в различных видах речевой деятельности. В результате анализа охарактеризовано содержание и структура понятия «текстовая компетенция», выявлены этапы ее формирования. Текстовая компетенция рассматривается в работе как самостоятельная компетенция, не входящая в состав более общей коммуникативной компетенции. Проанализированы основания текстуальности как совокупности присущих тексту параметров. В структуре текстовой компетенции выделены знание системы языка, языковых единиц и правил их сочетания, а также механизмы порождения речевого высказывания с учетом коммуникативных задач, обусловленные характером коммуникативной ситуации. Выявлен комплексный характер текстовой компетенции, обусловленный многоплановой природой текста как лингвистического феномена. Материал исследования подтверждает, что формирование иноязычной текстовой компетенции в процессе изучения иностранного языка направлено не только на формирование у обучающихся навыков работы с иноязычными текстами, но и межкультурной компетентности.
лингвистические механизмы создания текста, текстуальность, лингвистическая система языка, текстовые умения, текстоведческий анализ, языковая личность
1. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск: Изд-во СФУ, 2012. – 882 с.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
3. Грибова О. Е. Становление текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи (аспект понимания фактуальной информации текста): этапы и закономерности
4. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX–XX вв.). – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 328 с.
5. Дымарский М. Я. Текстовая компетенция и ее состояние в сегодняшней России // Лингвистический семинар. Язык как многомерное явление. – СПб., 1996. – С. 33–37.
6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. // Избранные труды. – М.: Лабиринт, 2009. – С. 221–287.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
8. Клеменцова Н. Н. Текст в обучении иностранному языку // Вестник МГИМО-Университета. – 2012. – №5 (26). – С. 204–209.
9. Кульгильдинова Т. А., Балгазина Б. С. Когнитивные механизмы формирования текстовой компетенции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8–3.
10. Салосина, И. В. Текстовая компетенция: от восприятия к интерпретации // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 10 (73). – С. 55–59.
11. Beaugrande R.-A., Dressler W. Einfьhrung in Textlinguistik // Published by Max Niemeyer Verlag. – 1981. – (Дата обращения: 06.12.2023).
12. Campbell R., Wales R. The Study of Language Acquisition // New Horizons in Linguistics. Harmondsworth: Penguin Books, 1970, pp. 242-260. (Дата обращения: 18.12.2023).
13. Portmann-Tselikas P. R. Was ist Textkompetenz. – Режим доступа: https://silo.tips/download/was-ist-textkompetenz. – (Дата обращения: 04.12.2023).
14. Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 269–293.