В статье анализируется феномен нормативности фотографии как способа регулирования процесса создания и распространения изображений. На примере культурной практики и социального использования фотографии показывается, что нормативность проявляется в аспектах дискурса власти, социальной нормативности и эстетического принципа. На основании этого делается вывод о сконструированности изображений и закрытости мира от них, необходимости ограничения представления о фотографии как о прозрачном способе репрезентации вещей и удостоверении их существования, а также о выражении в фотографии культурных кодов общества, которое ее использует. Таким образом, нормативность фотографии, существующая в культуре, производит воспитание взгляда, вводит визуальные стандарты и нормы зрительного восприятия. Это в свою очередь открывает политическое измерение фотографии.
фотография, нормативность, философия фотографии, культурная практика
1. Хорошилов А.А. Замедление и повторение: фотография как способ защиты от хаоса социального мира / А.А. Хорошилов // Studia Culturae – 2015. – вып. 1 (23). – С. 188–200
2. Хорошилов А.А. Реальное и цифровое пространство социального опыта: фото-конструирование жизни / А.А. Хорошилов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
3. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014.
4. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб.: Клаудберри, 2014.
5. Мушта А.А., Баранов А.В. Информационная война // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/informatsionnaia-voina-2b7815/?v=5876475 (дата обращения:14.02.2024)
6. Протасов П.В. Сборник часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку (версия 2.0). Электр. версия. URL: https://disk.yandex.ru/i/YpFK0asNdrMPWw (дата обращения 18.01.2024)
7. Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М., 2014.
8. Фрост Л. Творческая фотография, Идеи, сюжеты, техники съемки. М.: 2003.
9. Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М.: 2011.
10. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Едиториал УРСС, 2004.
11. Лишаев С.А. Помнить фотографией. СПб.: Алетейя, 2012.
12. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: 2011.