Задача статьи заключается в критическом анализе аргументов трансгуманизма в поддержку технологий human enhancement. Используя в качестве теоретической основы концепцию антпропотехник П.Слотердайка, автор выделяет научные и философские предпосылки современного пространства теоретических дискуссий о человеке, сформулированные в XX веке, из которых трансгуманизм наследует представления о несовершенстве и ущербности нашего вида, в частности, теорию неотении Л. Болька. Анализ восприятия трансгуманистами проблем людей с ограниченными возможностями позволяет выявить противоречия между декларируемым принципом инклюзивности и реальными целями проектов human enhancement. Образ «супер-инвалида» (super-crip), созданный в массовой культуре и используемый пропонентами усовершенствания человека, выбран в качестве примера коммерческой ангажированности трансгуманизма. Автор обосновывает риски усиления маргинализации и стигматизации инвалидов, которые содержит в себе эксплуатация указанного образа. Анализу подвергается также общая концепция телесности трансгуманизма, фактически редуцирующая значимые проявления человеческой активности к мозгу. Редукционистская позиция приводит сторонников «улучшения» человека к представлению о теле как о вещи, объекте дизайна и корректировки, при этом масштаб инвазивного вмешательства в тело принципиально не ограничивается, вплоть до полной замены органов и конечностей на бионические протезы и имплантаты. Делается вывод о сокращении пространства проявления волевых усилий по формированию личности как об одной из центральных установок трансгуманизма.
трансгуманизм, антропотехники, human enhancement, риск, фило- софская антропология
1. Тищенко П.Д. Об идолах и идеалах биотехнологического самоизобретения человека / Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий) / Отв. ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2016.
2. Sloterdijk P. You Must Change Your Life: on Anthropotechnics / Tr. by W. Hoban. Cambridge, UK: Polity Press, 2013.
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Сочинения в 2т. Т.2 М.: Мысль, 1990.
4. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека. Пер. Л. Брагиной / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5т. Т.1. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962.
5. Sloterdijk P. After God / Tr. by I.A. Moore. Cambridge, UK: Polity Press, 2020.
6. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху // Вопросы философии, 2011. № 2. С. 23–33.
7. Ростова Н.Н. Мягкая сила постгуманизма. Что нам мешает мыслить по-русски? М.: Проспект, 2022.
8. Bar㌳eld W., Williams A. Cyborgs and Enhancement Technology // Philosophies, 2017. 2(1): 4. P. 1–18
9. Warwick K. Superhuman Enhancements via Implants: Beyond the Human Mind // Philosophies, 2020. 5(3): 14. P. 1–10
10. Fahn, C.W. Marketing the Prosthesis: Supercrip and Superhuman Narratives in Contemporary Cultural Representations // Philosophies, 2020. 5(3): 11. P. 1–18
11. Bostrom N. Letter from Utopia. URL: https://nickbostrom.com/utopia (дата обраще-ния: 15.04.2024).
12. Hall M. The Bioethics of Enhancement: Transhumanism, Disability, and Biopolitics. Lanham, USA: Lexington Books, 2017.
13. Wendell S. The Rejected Body: Feminist Philosophical Reections on Disability. New York, USA: Routledge. 1996
14. Unthan C.H. Das Pediskript: Aufzeichnungen aus dem Lebeneines Armlosen, mit 30 Bildern. Stuttgart: Lutz’ Memoirenbibliothek, 1925.
15. Braidotti R. The Posthuman. Oxford, UK: Polity Press, 2013.
16. Смирнов С.А. Наше бесчеловечное будущее, или уловка трансгуманизма // Че-ловек, 2022. Т. 33, № 1. С. 61–79