Современное атеистическое движение стремится изгнать религию из всех публичных сфер, доведя секуляризацию западных обществ до возможного предела. С этой целью его идеологи работают над всесторонней критикой религии и в особенности христианства. Одно из важных направлений этой критики касается морали. Среди других объектов, подлежащих обличению, здесь выделяется мотивационно-психологический аспект влияния религии на нравственность. Цель предлагаемой статьи – дать обобщённый анализ взглядов новых атеистов: Р. Докинза, С. Харриса, Кр. Хитченза и др., – на сущность религиозных (в основном христианских) мотивов, обусловливающих поведение верующих, и показать их преимущественную некорректность. В начале рассматриваются типы индивидуальной мотивации, которые приписываются верующим, когда те совершают морально благие поступки или воздерживаются от дурных. Хотя качество самих этих действий вне сомнений, стоящие за ними мотивы – если имеют специфически религиозный, а не по-человечески естественный характер – чаще всего сводимы к эгоизму и предосудительны, как верят эти критики. Сделав необходимые возражения, мы переходим далее к их тезису о том, что религия служит главным источником трайбализма, чреватого насилием. Доказывается, что, вопреки этому тезису, мировым религиям присуща установка на объединение, а не разделение человечества, и что, будучи тенденцией нашей природы, трайбализм имеет много проявлений, самым опасным из которых противодействует религия в качестве объединительной и примирительной силы. В конце проводится мысль о том, что изложенные обвинения религии суть симптом глубокой разобщённости, вызванной культурными войнами современности. Причём ответственность за эти войны лежит прежде всего на группах и движениях, враждебных христианству.
этика, секуляризм, культурные войны, эгоизм, трайбализм, страх, любовь к Богу
1. Dawkins R. The God Delusion. Bantham Press, 2006, 464 p. (Russ. ed.: Dawkins R. Bog kak illjuzija. SPb: Azbuka, Azbuka–Atticus Publ., 2020, 512 p.).
2. Harris S. The End of Faith. Religion, Terror, and the Future of Reason. W.W. Norton, 2004, 336 p. (Russ. ed.: Harris S. Konets very. Religiia, terror i budushchee razuma. Moscow: Eksmo, 2011, 496 p.).
3. Hitchens Ch. God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. Twelve, 2009, 336 p. (Russ. ed.: Hitchens Ch. Bog ne ljubov’: Kak religija vsjo otravljaet. Moscow: Alpina non-kshn, 2011, 365 p.).
4. Atran S., Henrich J. The Evolution of Religion: How Cognitive By-Products, Adaptive Learning Heuristics, Ritual Displays, and Group Competition Generate Deep Commitments to Prosocial Religions.
5. Graham J., Haidt J. Beyond Beliefs: Religions Bind Individuals Into Moral Communities. Personality and Social Psychology Review. 2010, vol. 14, no. 1, pp. 140–150.
6. Mercier B., Shari A. The Geographies of Religious and Nonreligious Morality // K. Gray, J. Graham (eds.) Atlas of Moral Psychology. New York, London: The Guilford Press, 2018, pp. 338–351.
7. Pinker St. Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. Viking, 2018, 576 p. (Russ. ed.: Pinker St. Prosveshhenie prodolzhaetsja: V zashhitu razuma, nauki, gumanizma i
8. Miłosz Ch. Vtoroe prostranstvo. Orfej i Jevridika [The second space. Orpheus and Eurydice]. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2011, 256 p. (In Russian).
9. Watson P. The Age of Nothing: How We Have Sought To Live Since The Death of God, Weidenfeld & Nicolson, 2014, 624 p. (Russ. ed.: Watson P. Jepoha pustoty. Kak ljudi nachali zhit’ bez Boga, chem zamenili
10. James W. The Varieties of Religious Experience. Longmans, 1902, 534 p. (Russ. ed.: James W. Mnogoobrazie religioznogo opyta. Moscow: Akademicheskij proekt, 2019, 415 p.).
11. Radostnaja Vest’: Novyj Zavet. [Glad Tidings: The New Testament]. Moscow: RBO, 2005, 608 p. (In Russian)
12. Markov A. Evolyucziia heloveka. Kniga 2. Obeziani neiyroni i dusha [Human evolution. Book 2. Monkeys neurons and soul]. Moscow: Astrel’: CORPUS, 2011, 512 p. (In Russian).
13. Harris S. Letter to a Christian Nation. N. Y.: Vintage, 2006, 96 p.
14. Wilson E. O. On Human Nature. Harvard University Press, 2004, 288 p. (Russ. ed.: Wilson E. O. prirode cheloveka. Moscow: Kuchkovo pole, 2015. 352 p.).
15. McAnulla St., Kettell St., Schulzke M. The Politics of New Atheism. L., N. Y.: The Guilford Press, 2018, 165 p.
16. Norris P., Inglehart R. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2004, 392 p.
17. Hart D. B. Atheist Delusions. The Christian Revolution and Its Fashionable Enemies. Yale University Press, 2009, 228 p. (Russ. ed.: Hart D. B. Illjuzii ateistov. Hristianskaja revoljucija i ejo novomodnye kritiki.
18. Painter B. W. The New Atheist Denial of History. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014, 194 p.
19. Dawkins R. A Devil’s Chaplain. Houghton Mi騵in, 2003, 264 p. (Russ. ed.: Dawkins R. Kapellan d’javola: razmyshlenija o nadezhde, lzhi, nauke i ljubvi. Moscow: AST: CORPUS Publ., 2013, 416 p.).
20. Oexle O. G. Die «Wirklichkeit» und das «Wissen». Beitrage zur Sozialgeschichte des Mittelalters. Wandenhoeck, 2001. (Russ. ed.: Oexle O. G. Dejstvitel’nost’ i znanie: Ocherki social’noj istorii Srednevekov’ja.
21. Flori J. Chevaliers et chevalerie au Moyen Age. Hachette, 1998, 223 p. (Russ. ed.: Flori J. Povsednevnaia zhizn’ rytsarei v Srednie veka. Moscow: Molodaia gvardiia, 2006, 356 p.).
22. Pastoureau M. La Vie Quotidienne en France et en Angleterre au Temps des Chevaliers de la Table Ronde. Hachette, 1991, 239 p. (Russ. ed.: Pastoureau M. Povsednevnaja zhizn’ Francii i Anglii vo vremena
23. Gumanisticheskij Manifest II (2004) [Humanist Manifesto II (2004)]. Available at: https://gtmarket.ru/library/basis/5469/5471 (accessed on September 12, 2022)
24. Hobsbawm E. Age of Extremes: The Short Twentieth Century. Vintage, 1994, 640 p. (Russ. ed.: Hobsbawm E. Jepoha krajnostej: Korotkij dvadcatyj vek (1914–1991). Moscow: Izdatel’stvo Nezavisimaja Gazeta,
25. Buchanan P. J. The Death of the West. St. Martin’s Press, 2002, 320 p. (Russ. ed.: Buchanan P.J. Smert’ Zapada. Moscow: AST Publ., 2004, 444 p.).
26. Flood A. Richard Dawkins loses ‘humanist of the year’ title over trans comments.
27. Tomlins St., Beaman L. G. Introduction // Beaman L. G., Tomlins St. (eds.) Atheist Identities – Spaces and Social Contexts. Cham et al.: Springer, pp. 1–18.
28. Harris S. The Moral Landscape. How Science Can Determine Human Values. Free Press, 2011, 320 p. (Russ. ed.: Harris S. Moral’nyj Landshaft. Kak nauka mozhet formirovat’ cennosti ljudej.
29. Ruse M. Monotheism and Contemporary Atheism. Cambridge: Cambridge University Press, 2019, 68 p.