История отечественных женских и мужских журналов началась в дореволюционный период, на современном этапе они продолжают своё развитие. На характеристики гендерно ориентированный прессы влияет ряд факторов: изменение социально-политической, экономической, культурной ситуации в обществе, совершенствование технологий. Сегодня в медиаотрасли представлены печатные гендерно ориентированные журналы, интернет-сайты изданий, интернет-журналы, которые регулярно обновляют типологические концепции, реализуют рекламные и маркетинговые стратегии. Целью данной статьи является рассмотрение изменения отношения женской молодежной аудитории к гендерно ориентированным СМИ и массмедиа. В ходе проведенного социологического исследования (опрос, анкетирование) было изучено мнение ростовских девушек-студенток о женских, мужских изданиях, сайтах знакомств и их влиянии на аудиторию. Исследование проводилось в три этапа: 2016 г., 2021 г., 2023 г., что позволило зафиксировать изменение характеристик медиапотребления женской молодежной аудитории и ее отношения к гендерно ориентированным СМИ и массмедиа. Авторами было сделано заключение: интерес аудитории к данным типам СМИ и медиаресурсам связывается с характеристиками медиарынка, появлением (закрытием) медиакоммуникаций, совершенствованием интернет-технологий, обеспечением медиабезопасности. Внимание девушек к определенным гендерным медиаобразам формируется под влиянием актуальных гендерных концепций, распространяемых как гендерно ориентированными изданиями, так и массовыми СМИ, при этом аудитория не может самостоятельно проводить анализ качества гендерно ориентированного контента, в связи с чем делается заключение о необходимости повышения уровня медиаобразования массовой аудитории.
гендер, массмедиа, женский журнал, мужской журнал, гендерная идентичность, гендерный образ, женская аудитория, девушки, женское чтение, социологическое исследование.
1. Аксенова Д. А. Гендерная специфика средств воздействия в современных русскоязычных журналах // Филологический аспект. – 2020. – № 4 (60). – С. 132−142.
2. Белоедова А. В., Новинкина Е. А., Рихтер М. С. Сравнительный анализ репрезентации женского образа в глянцевых журналах для мужчин в России, США и Швеции // Вопросы журналистики, педагогики
3. Бельский Д. О. Зарождение мужских журналов в России / // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1–1 (55). – С. 10–12.
4. Бельский Д. О. Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций // Журналистский ежегодник. – 2015. – № 4. – С. 177−179.
5. Блохина Н. А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // Общество и гендер: материалы летней школы в г. Рязани. – Рязань: Поверенный, 2003. – С. 7−40.
6. Богапова Д. Н. Функционирование современных женских журналов в условиях цифровизации // Огарёв-Online. – 2022. – № 5(174). – Режим доступа:
7. Бойко В. Н., Смирнова О. В., Эбботт С. М. Обзор публикаций по гендерным исследованиям медиа (2015 − 2017 гг.) // Гендер и СМИ. – 2017. – № 8. – С. 161−171.
8. Булевская С. А. Гендерные стереотипы в мужских глянцевых журналах: формат издания и специфика образа идеального мужчины // Известия Уральского федерального университета. Серия 1:
9. Вартанова Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 186−196.
10. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – Москва: МедиаМир, 2013. – 277 с.
11. Грабельников А. А. Жизнь и смерть бумажной прессы // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. – № 4. – С. 112–115.
12. Гудова М. Ю. Женское чтение в социальных сетях // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – Т. 132. – № 4. – С. 94−99.
13. Долматовская Т. В. Трансформация традиционных жанров гендерных СМИ: от женских глянцевых журналов – к женским социальным сетям // Наука телевидения. – 2009. – Т. 6. – С. 118−125.
14. Зверева Е. А. Изменения журнального сегмента отечественной медиаиндустрии в 2022−2023 гг.: ребрендинг глянцевых изданий // Неофилология. – 2023. – Т. 9. – № 4. – С. 886−901.
15. Зверева Е. А., Шестерина М. А. Модели информационного поведения молодежи, как фактор трансформации современного медиаполя. – М.: Русайнс, 2023. – 212 с.
16. Зверкова В. М. Специфические особенности интернет-СМИ для женщин // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 673−680.
17. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. – 1998. – № 3−4. – С. 171−182.
18. Кайгородова М. Е. Экспериментальное исследование гендероспецифичности концептов «женский журнал», «мужской журнал»
19. Каюмова Э. Р. Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов: специальность 10.02.01 − «Русский язык»: автореф. дисс. на соискание уч. степени
20. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Гендерные различия читательских предпочтений подростков // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. – 2018. – № 1(207). – С. 106–113.
21. Коханая О. Е. Воздействие новых медиа на ценностные предпочтения и картину мира молодого поколения россиян // Наука и образование как основа развития России.
22. Можаева К. Е., Морозова А. А. Особенности женских интернет-изданий: мнение аудитории // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. – № 4. – С. 51–59.
23. Рихтер М. С. Женщина глазами мужчины: анализ функционирования женского образа в рекламе мужских глянцевых журналов // Современный дискурс-анализ. – 2018. – № 3–2 (20). – С. 106–112.
24. Свитич Л. Г., Шведова Т. И. Семейные ценности в мужских и женских глянцевых изданиях // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 8. – С. 182–196.
25. Сезонов Т. В., Барабаш В. В. Гендерность как фактор специфики «мужского» медиаобраза в глянцевом журнале // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015.
26. Силласте Г. Г. Гендерная социология: состояние, противоречия, перспективы // Социологические исследования. – 2004. – № 9 (245). – С. 77–84.
27. Симонова М. М. Журнал The Symbol как специализированное СМИ // Филологический вестник. – 2022. – Т. 1. – № 4. – С. 12–17.
28. Яблоновская Н. В. Крымскотатарский женский журнал: история и современность // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки.
29. Stoller, R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. − New York: Science House, 1968. − 383 p.