Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
История отечественных женских и мужских журналов началась в дореволюционный период, на современном этапе они продолжают своё развитие. На характеристики гендерно ориентированный прессы влияет ряд факторов: изменение социально-политической, экономической, культурной ситуации в обществе, совершенствование технологий. Сегодня в медиаотрасли представлены печатные гендерно ориентированные журналы, интернет-сайты изданий, интернет-журналы, которые регулярно обновляют типологические концепции, реализуют рекламные и маркетинговые стратегии. Целью данной статьи является рассмотрение изменения отношения женской молодежной аудитории к гендерно ориентированным СМИ и массмедиа. В ходе проведенного социологического исследования (опрос, анкетирование) было изучено мнение ростовских девушек-студенток о женских, мужских изданиях, сайтах знакомств и их влиянии на аудиторию. Исследование проводилось в три этапа: 2016 г., 2021 г., 2023 г., что позволило зафиксировать изменение характеристик медиапотребления женской молодежной аудитории и ее отношения к гендерно ориентированным СМИ и массмедиа. Авторами было сделано заключение: интерес аудитории к данным типам СМИ и медиаресурсам связывается с характеристиками медиарынка, появлением (закрытием) медиакоммуникаций, совершенствованием интернет-технологий, обеспечением медиабезопасности. Внимание девушек к определенным гендерным медиаобразам формируется под влиянием актуальных гендерных концепций, распространяемых как гендерно ориентированными изданиями, так и массовыми СМИ, при этом аудитория не может самостоятельно проводить анализ качества гендерно ориентированного контента, в связи с чем делается заключение о необходимости повышения уровня медиаобразования массовой аудитории.

Ключевые слова:
гендер, массмедиа, женский журнал, мужской журнал, гендерная идентичность, гендерный образ, женская аудитория, девушки, женское чтение, социологическое исследование.
Список литературы

1. Аксенова Д. А. Гендерная специфика средств воздействия в современных русскоязычных журналах // Филологический аспект. – 2020. – № 4 (60). – С. 132−142.

2. Белоедова А. В., Новинкина Е. А., Рихтер М. С. Сравнительный анализ репрезентации женского образа в глянцевых журналах для мужчин в России, США и Швеции // Вопросы журналистики, педагогики

3. Бельский Д. О. Зарождение мужских журналов в России / // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1–1 (55). – С. 10–12.

4. Бельский Д. О. Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций // Журналистский ежегодник. – 2015. – № 4. – С. 177−179.

5. Блохина Н. А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // Общество и гендер: материалы летней школы в г. Рязани. – Рязань: Поверенный, 2003. – С. 7−40.

6. Богапова Д. Н. Функционирование современных женских журналов в условиях цифровизации // Огарёв-Online. – 2022. – № 5(174). – Режим доступа:

7. Бойко В. Н., Смирнова О. В., Эбботт С. М. Обзор публикаций по гендерным исследованиям медиа (2015 − 2017 гг.) // Гендер и СМИ. – 2017. – № 8. – С. 161−171.

8. Булевская С. А. Гендерные стереотипы в мужских глянцевых журналах: формат издания и специфика образа идеального мужчины // Известия Уральского федерального университета. Серия 1:

9. Вартанова Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 186−196.

10. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – Москва: МедиаМир, 2013. – 277 с.

11. Грабельников А. А. Жизнь и смерть бумажной прессы // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. – № 4. – С. 112–115.

12. Гудова М. Ю. Женское чтение в социальных сетях // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – Т. 132. – № 4. – С. 94−99.

13. Долматовская Т. В. Трансформация традиционных жанров гендерных СМИ: от женских глянцевых журналов – к женским социальным сетям // Наука телевидения. – 2009. – Т. 6. – С. 118−125.

14. Зверева Е. А. Изменения журнального сегмента отечественной медиаиндустрии в 2022−2023 гг.: ребрендинг глянцевых изданий // Неофилология. – 2023. – Т. 9. – № 4. – С. 886−901.

15. Зверева Е. А., Шестерина М. А. Модели информационного поведения молодежи, как фактор трансформации современного медиаполя. – М.: Русайнс, 2023. – 212 с.

16. Зверкова В. М. Специфические особенности интернет-СМИ для женщин // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 673−680.

17. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. – 1998. – № 3−4. – С. 171−182.

18. Кайгородова М. Е. Экспериментальное исследование гендероспецифичности концептов «женский журнал», «мужской журнал»

19. Каюмова Э. Р. Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов: специальность 10.02.01 − «Русский язык»: автореф. дисс. на соискание уч. степени

20. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Гендерные различия читательских предпочтений подростков // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. – 2018. – № 1(207). – С. 106–113.

21. Коханая О. Е. Воздействие новых медиа на ценностные предпочтения и картину мира молодого поколения россиян // Наука и образование как основа развития России.

22. Можаева К. Е., Морозова А. А. Особенности женских интернет-изданий: мнение аудитории // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. – № 4. – С. 51–59.

23. Рихтер М. С. Женщина глазами мужчины: анализ функционирования женского образа в рекламе мужских глянцевых журналов // Современный дискурс-анализ. – 2018. – № 3–2 (20). – С. 106–112.

24. Свитич Л. Г., Шведова Т. И. Семейные ценности в мужских и женских глянцевых изданиях // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 8. – С. 182–196.

25. Сезонов Т. В., Барабаш В. В. Гендерность как фактор специфики «мужского» медиаобраза в глянцевом журнале // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015.

26. Силласте Г. Г. Гендерная социология: состояние, противоречия, перспективы // Социологические исследования. – 2004. – № 9 (245). – С. 77–84.

27. Симонова М. М. Журнал The Symbol как специализированное СМИ // Филологический вестник. – 2022. – Т. 1. – № 4. – С. 12–17.

28. Яблоновская Н. В. Крымскотатарский женский журнал: история и современность // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки.

29. Stoller, R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. − New York: Science House, 1968. − 383 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?