Объектом исследования является постмодернистская интерпретация загробной жизни в романе американского писателя Пола Остера. Изучение этой проблемы расширяет представления о трактовках посмертия в современной художественной литературе и позволяет выявить многообразие языковых и художественных средств реализации авторского мифотворчества в постмодернистских произведениях. Широкая представленность темы загробного мира в литературе и искусстве рубежа ХХ–ХХI вв., а также ее недостаточная изученность в отечественной филологии обуславливают актуальность исследования. П. Остер, отталкиваясь от принципов постмодернистского мифотворчества, деконструирует традиционный миф о потустороннем мире, создает мифологему загробной жизни, номинирует ее, играя смыслами, задает иронический модус ее восприятия. В работе применен метод когнитивного анализа для выявления понятийных признаков концепта «загробная жизнь» и характеристики его номинативного поля, а также метод мифологического анализа для раскрытия специфики трансформации традиционных христианских представлений о мире мертвых в творчестве П. Остера.
концепт, миф, мифема, мифологема, игра, деконструкция, смерть, загробная жизнь, постмодернизм, П. Остер
1. Анисимова О. В. Обращение к мифу в современной литературе // Высшее образование в России. Кругозор. – 2003. – № 2. – С. 127–131.
2. Борунов А. Б., Шерчалова Е. В. Авторский миф в современном постмодернистском романе // Филологический класс. – 2021. – Т. 26. – № 3. – С. 8–20.
3. Галанина Е. В. Мифологические миры постмодерна // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – Ч. 1. – С. 200–203.
4. Ермоленко О. В. «Мифотворчество» и «индивидуально-авторское мифотворчество»:проблема разграничения понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики.– 2020.– Т.13.–Вып. 3.
5. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении неизящных искусств. – Харьков: Фолио; Москва: Издательство АСТ, 2000. – 256 с.
6. Клюкина Л. А. Мифема и мифологема: практики использования понятия в современной отечественной философии культуры // Международный журнал исследований культуры.– 2018.– 4 (33)– С.197–207.
7. Ковтун Е. Н. «Интертекст мира посмертия» в фантастике ХХ–ХХI вв.: функциональность художественной модели // Studia Litterarum. – 2022. – Т. 7. – С. 35–42.
8. Левит И. В. «Рай печали»: об эволюции представлений о загробном мире // Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium". – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – Вып. 31.
9. Ломакина И. Н. Мифологическая модель Америки в творчестве Дона Делилло: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.03. – Симферополь, 2017. – 203 с.
10. Минькова Н. В. Влияние принципов постмодернизма на интерпретацию образов смерти в массовой культуре //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 2. – С. 112–114.
11. Москвин А. А. Образ загробного мира в современной фантастике как отражение массового восприятия смерти // Культурология и искусствоведение: материалы IV Международной научной конференции
12. Павлухина О. В. Представления о смерти и загробной жизни в трилогии Ф. Пулмана «Темные начала» // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 2. – С. 297–300.
13. Пьянзина В. А. Авторский миф как жанр современной литературы // Universum: Филология и искусствоведение. – 2017. – № 9 (43). – С. 9–11.
14. Раздъяконова Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. – Томск, 2009. – 23 с.
15. Рытова Т. А., Щипкова Е. А. Проблема исследования мифологизма и сюжета мифа как элемента сюжетной структуры в русской прозе конца ХХ – начала ХХI вв.
16. Таск С. Э. Искусство жить. Беседа с Полом Остером // Иностранная литература. – 2005. – № 3. – Режим доступа: https://fantlab.ru/article407
17. Auster P. Timbuktu. – New York: Picador USA. Henry Holt and Company, 2000. – 181p.
18. Collins English Dictionary: Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/