Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена характеристике современной системы массовой коммуникации и ее воздействующего потенциала на массового адресата. Речевое воздействие в сфере масс-медиа рассматривается как часть более сложного феномена информационно-психологического воздействия, которое предусматривает применение коммуникатором не только языковых средств, но и приемов аудиовизуализации. Выделяются основные формы информационно-психологического воздействия (убеждение и внушение), которые дополняют друг друга в ходе коммуникации и проявляются в разных видах информации. На основе синхронно-диахронного, описательного и функционального методов автор приходит к выводу, что система опосредованного коммуникативного влияния на мышление и действия человека образует универсальную многоуровневую матрицу шаблонов конструирования автономной гиперреальности в медиапространстве. Эта система есть следствие и одновременно первопричина появления феномена постправды в результате совершенствования средств коммуникации. Результаты исследования позволяют заключить, что наиболее близкими к отражению объективной действительности видом информации является фактологическая, так как на уровне единичного факта исключается возможность субъективно-оценочной интерпретации события. В то же время ориентация коммуникатора (в сторону информирования или дезинформирования) складывается из системы его базовых ценностей воспитания, образования и культуры, которая детерминирует наличие политической воли и характер освещения происходящего. Вопросы социального управления и построения картины мира в индивидуальном и массовом сознании сводятся к цифрам, характеристикам, другим обстоятельствам события, которые составляют основу сообщения и посредством которых в информационном пространстве ведется борьба Правды (Истины) и постправды (лжи).

Ключевые слова:
информационно-психологическое воздействие; речевое воздействие; постправда; массовая коммуникация; коммуникативное влияние
Список литературы

1. Вечер с Владимиром Соловьевым. Битва за суверенитет и справедливость. Эфир от 28.11.2023 // Сетевое издание «Смотрим». – Режим доступа: https://smotrim.ru/video/2721588.

2. Власти Ижевска призвали жителей получить йодид калия // К Новой Стране 3.0. – Режим доступа: https://m.vk.com/wall-210910999_38313. – (Дата обращения: 04.03.2024).

3. Гаврилов Л. А., Зарипов Р. И. Стилистика французского языка: учебник. – М.: ФЛИНТА, 2022. – 292 с.

4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. – 2020. – 180 с.

5. Лавров: Россия сейчас наблюдает «информационный терроризм» со вбросом миллионов фейков // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/politika/13936943. – (Дата обращения: 20.07.2022).

6. Левин В. Г. Страницы философии. Опыт XX столетия // Журнал «Самиздат». – Режим доступа: http://samlib.ru/l/lewin_d_w/stranicy_pfilosofii.shtml. – (Дата обращения: 12.04.2024).

7. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 250 с.

8. Можно и посмотреть // Мардан. – Режим доступа: https://t.me/mardanaka/19809. – (Дата обращения: 04.03.2024).

9. Москвин В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения. Кн. 1: Общие вопросы: Типы речевых событий. Текст. Коммуникативные макросистемы.

10. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. – М.: ИД ВШЭ, 2017. – 413 с.

11. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. – М.: Поколение, 2012. – 260 с.

12. «Политика постправды» и популизм / под ред. О. В. Поповой. – СПб.: Скифия-принт, 2018. – 216 с.

13. Попова Т. В. Феномен постправды в формировании критического мышления // КОСТРОМА. GENUS LOCI. Альманах. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции

14. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – 6- изд., стер. – М.: СмартБук, 2009. – 575 с.

15. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж: «Истоки», 2012. – 178 с.

16. Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. – М.: Госполитиздат, 1958. – 121 с.

17. Червякова О. А. Дискурсивное воздействие в военно-политических медиатекстах: фасцинация, суггестия,персуазия (на материале испанского языка) // Политическая лингвистика. – 2023.– № 6 (102).

18. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 215 с.

19. Blakar R. M. Language as a Means of Social Power: Theoretical-Empirical Explorations of Language and Language Use as Embedded in a Social Matrix // Rasmus Rask Studies in Pragmatic .

20. En direct, guerre en Ukraine : les Etats-Unis dйnoncent la rhйtorique irresponsable de Poutine, qui a parlй de « menace rйelle » de guerre nuclйaire en cas d’escalade de la guerre // Le Monde..

21. Post-truth // Lexico Dictionary. Dictionary.com & Oxford University Press. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20190707131909/https://www.lexico.com/en/definition/post-truth.

22. Sampson E. The image factor. A guide to effective self-presentation for career enhancement. – London, Kogan Page, 1994. – 143 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?