Проблема соотношения духовного и телесного в человеке всегда была важным предметом философских исследований. Основным направлением генезиса понимания проблемы следует считать постоянное усиление взглядов относительно неразрывной взаимосвязи телесного и духовного в человеке. В рамках постмодернистского дискурса традиционные формы связи человеческого духа и тела подвергаются деконструкции, и признание их единства сочетается с акцентом на различия, как это было раньше, хотя и не в догматической методологии. Современная методология исследования требует четкого изложения логики современной философии о разделении и взаимосвязи человеческого духа и тела, прежде всего, на основе синергетического и экзистенциалистского подходов, и на этой основе описания и систематического анализа этих явлений. Наиболее важным с методологической точки зрения при анализе взаимосвязи между разумом и телом с точки зрения культуры здоровья является сосредоточение внимания на выявлении предпосылок для целостности организма личности, которые, по сути, определяют ее потенциал для здорового развития и раскрытия духовного и физического здоровья. В современной философской литературе доминирующее понимание решающей роли духовной составляющей природы человека характеризуется наличием диалектики души и тела, что приводит к формированию целого ряда факторов его развития, в том числе культуры здоровья. В данном случае считается, что телесный фактор связан с человеческим обществом и природными связями, которые в целом определяют влияние физических факторов на развитие человека. В рамках дихотомии духовного и физического, природного и социального происхождения можно фактически определить целостность личности на любом уровне. Взаимодействие духовно-психического и телесно-природного элементов и образует одно специфическое качество, которое характеризует человека как цельность, однако изменения целостности не означают достижения совершенства. Экзистенциальное понимание духовно-телесной целостности человека вытекает из того фактов, что сама жизнь является первичной реальностью, органической телесной целостностью и духовным измерением человека. Духовная целостность человеческого бытия приводит к превосходству единства души и тела над их различием в результате подчинения тела духовным целям жизни. В культуре здоровья это означает целостность здоровья, основанную на доминировании духовных ценностей здоровья.
телесность, духовность, здоровье, душа.
1. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык / Э. Кассирер. – М.; СПб.: Унив. кн., 2001. – 271 с
2. Золотухина-Аболина Е. В. Трансперсональная философия ХХ века о человеке (С. Гроф и К. Уилбер) // Гуманитарий юга России. – 2016. – № 2. – с.63-71.
3. Фатенков А.Н. Экзистенциальный ресурс диалектической онтологии Г. В. Ф. Гегеля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – №1. – С. 225-230
4. Домаков В.В. Противоречивость духовно-нравственного состояния человека и общества в условиях стабильной направленности социально-экономической сферы как движущей силы
5. Трансформация философии в XXI веке как результат культурного разложения / В.Л. Гусев, Г.Р. Патенко, С.К. Савицкий // Материалы X Международной научно-практической заочной конференции
6. Хабермас Ю. От картин мира к жизненному миру. – M.: Идея-Пресс, 2011. – 128 с.
7. Ерофеева К.Л. Философия человека: антропология и аксиология: Учеб. пособие / К.Л. Ерофеева // ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново
8. Реалистическая философия / Под общей и научной редакцией В.Л. Обухова. – СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ, 2009. – 336 с.
9. Удалова Л.В. Социальные качества человека как матрица его самости // Вест-ник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». – 2022. – № 2 (29). – С. 29-34
10. Осинцева Н.В. Телесность в границах бытия человека // Исторические, фило-софские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов:
11. Черникова, И.В. Эволюция субъекта научного познания / И.В. Черникова // Вопросы философии. – 2014. – № 8. – С. 65-75.