Вестиментарная мода – одно из важнейших явлений современного мира – становилась предметом исследования разных областей гуманитарного знания, однако для философии этот объект остается третьестепенным. Безусловно, мода как сложный системный объект требует комплексного изучения, но не следует забывать и о ее основах, заключающихся в реализации эстетических идеалов своего времени. Развиваясь от простого восприятия красоты до формирования отношения к ней и осознания ее как объекта познания, внутренне обогащаясь надбиологическим уровнем активности, развивается утилитарная в своей основе предметная деятельность человека. Восприятие, осознание и созидание, составляющие аналитически-познавательную активность человека, обусловливают зарождение в сознании субъекта ценностной ориентации, позволяющей вывести предметную деятельность в пространство эстетической культуры. Для полноценного формирования модного процесса должно было произойти превращение из способа действий человека в цель его действий, условия для него сформировала эпоха Возрождения. Окончательное утверждение моды как системы произошло при развитии капитализма, приведшего формы культуры в соответствие с его мировоззрением и формами производства. Современное состояние моды наиболее удалено от всех прошлых столетий, поскольку подвергло пересмотру все устоявшиеся эстетические идеалы, в то же время история дает примеры обновления в периоды переходных состояний эпох, кризис которых способствует переосмыслению эстетических норм. Мода как феномен, находящийся в вечной динамике, объявивший новизну своей принципиальной ценностью, именно в кризисные эпохи демонстрирует большой преобразовательный потенциал.
эстетика, красота, прекрасное, эстетическая деятельность, мода, активность, идеал
1. Кузнецова Т.В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2022.
2. Коськов М.А. Эстетика предметных форм: монография. СПб.:ЛГУ им. Пушкина, 2014.
3. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПбГУТД, 2001.
4. Кормин Н.А. Cogito ergo sum: постановка эстетического существования. // Фи-лософия и культура. 2018. № 6. С. 39–47. DOI:https://doi.org/10.7256/2454-0757.2018.6.26130
5. Илиади А.И. Эстетическая деятельность. Проблемы этики и эстетики. Вып. 3. Проблема потребностей в этике и эстетике. Л., 1976.
6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис,1997.
7. Липовецкий Ж. Мода и ее судьба в современном обществе. Пер. с фр. Ю. Розенберг, М.: НЛО, 2012.
8. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ, 2000.
9. Свендсен Л. Философия моды. Пер. с норв. А. Шипунова. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
10. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М: Наука, 2000.
11. Бонито О. Ак. Искусство на исходе второго тысячелетия. М.: Художественный журнал, 2003.
12. Барт Р. Мифологии. Пер. с фр., вступ. ст. С. Зенкина. 4-е изд. М.: Академический проект, 2017.
13. Круглов А. Массовая культура. // Здравый смысл. №5, 1997. – C. 27–31.
14. Кривцун О. А. Эстетика. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023.