В статье осуществлена историографическая реконструкция малоизвестной страницы творческого наследия и биографии историка искусства, востоковеда Бориса Петровича Денике (1885– 1941). Б. П. Денике удалось определить типологические особенности крымско-татарской архитектуры, раскрыть ее синтетический характер, взаимосвязь с архитектурными стилями других эпох и народов. Синтез архитектурных стилей Востока и Запада сформировал неповторимый облик «культовых» и «гражданских» сооружений крымских татар. Примененная в статье методика сопоставления содержания публикации Б. П. Денике с дневниковыми записями ученого позволяет доказать, что описание памятни ков, сделанное исследователем, является результатом не только переосмысления известного к тому вре мени корпуса исследований по крымско-татарской архитектуре. Анализ крымско-татарской архитектуры Б. П. Денике опирается на его личные впечатления от памятников, полученные при посещении Крыма с 1905 по 1937 гг. Прочтение биографии Б. П. Денике в контексте последовательного освоения темы крым ско-татарской культуры позволило одновременно выявить список неожиданных связей, переплетение судеб археолога Б. Н. Засыпкина, археолога и этнографа Н. Л. Эрнста, искусствоведа Я. А. Тугенхольда, тюрколога и крымоведа Я. М. Кемаля, музейного деятеля Г. Я. Росселевича. Значимость возвращения в научный оборот забытой статьи Б. П. Денике в настоящее время возрастает, поскольку отдельные из опи санных ученым памятников культурного наследия крымских татар в настоящее время не сохранились. Статья Б. П. Денике позволяет восполнить еще один пробел в истории крымоведения.
архитектурное наследие крымских татар, Б. П. Денике, художественная культу ра Востока, Б. Н. Засыпкин, Н. Л. Эрнст, Я. М. Кемаль, крымоведение, синтез архитектурных стилей, «культовая» и «гражданская» архитектура
1. Алпаткина Т.Г. Предисловие // «Он никогда никому не сделал зла…» (Памяти Бориса Петровича Денике: автобиографический дневник и воспоминания друзей). М.: Государственный музей искусства
2. Бартольд В.В. Культура мусульманства: общий очерк. Пг.: Огни, 1918. 112 с.
3. Боданинский У.А. Бахчисарайские памятники // Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. 1917. Т. 6. С. 125–129.
4. Бороздин И.Н. Археологические памятники юга СССР и Керченская археологическая конференция // Новый Восток. 1926. № 15. С. 18–204.
5. Бороздин И.Н. Некоторые очредные задачи изучения татарской культуры в Крыму // Крым. 1927. № 2 (4). С. 109–112.
6. Веймарн Б.В. Б.П. Денике – историк искусства Востока // Народы Азии и Африки. 1976. № 1. С. 218–226.
7. Войтов В.Е. Материалы по истории Государственного музея Востока. 1918–1950. Люди, вещи, дела. М.: Сканрус, Гос. музей Востока, 2003. 494 с.
8. Гинзбург М.Я. Татарское искусство в Крыму // Среди коллекционеров. 1921. № 11–12. С. 29–40.
9. Гинзбург М.Я. Татарское искусство в Крыму // Среди коллекционеров. 1922. № 3. С. 18–26.
10. Гинзбург М.Я. Омер: придворный живописец и декоратор крымских ханов Селамет и Крым Гиреев // Среди коллекционеров. 1924. № 1–2. С. 22–27.
11. Денике Б. П. К вопросу об отношении Востока к раннегреческому искусству // Гермес. 1913. № 13. С. 23–31.
12. Денике Б.П. О памятниках культуры и искусства Турфана: (Результаты экспедиции А. Лекока в Кит. Туркестан). Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1915. 12 с.
13. Денике Б.П. Искусство Востока: Очерк истории мусульманского искусства. Казань: Комбинат изд-ва и печати А.Т.С.С.Р, 1923. 250 с.
14. Денике Б.П. [Рец.]. Массон М.Е., Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры в Средней Азии и их реставрация. Вопросы реставрации, изд. Реставрационных мастерских, Москва, 1926. С. 139–178 // Новый
15. Денике Б.П. Япония. Альбом по архитектуре / Под общ. ред. И. Маца. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. 103 с.
16. Денике Б.П. Зодчество крымских татар // Архитектурная газета. 1937. № 66 (210) от 23 сентября. С. 4.
17. Денике Б.П. Искусство Грузии // Архитектурная газета. 1937. № 2 от 2 января. С. 4.
18. Денике Б.П. Памятники Татарии // Архитектурная газета. 1937. № 16 от 18 марта. С. 4.
19. Денике Б.П. Народное искусство Узбекистана // Архитектурная газета. 1937. № 29 от 1 мая. С. 4.
20. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М., Л.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. 228 с.
21. Денике Б.П. Автобиографическая канва // «Он никогда никому не сделал зла…» (Памяти Бориса Петровича Денике: автобиографический дневник и воспоминания друзей). М.: Государственный музей
22. Денике Б.П., Згура В.В. Китайская архитектура и её отражение в Западной Европе. М.: РАНИОН, 1929. 42 с.
23. Зайцев И.В. Неизвестные касимовские эпитафии из Нового Иерусалима // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 2. С. 304–311.
24. Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым. 1927. № 2 (4). С. 111–168.
25. Засыпкин Б.Н. Обследование памятников архитектуры Крыма // Новый Восток. 1927. № 18. С. 277–278.
26. Кирилко В.П. Строительная периодизация т.н. мечети Узбека в Старом Крыму // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Казань, Симферополь, Кишинев: Stratum plus, 2015. С. 509–558.
27. Кондаков Н.П. О Бахчисарайском дворце и его реставрации // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 6. С. 435–452.
28. Корнилов П.Е. Светлой памяти друга и учителя – Бориса Петровича Денике // «Он никогда никому не сделал зла…» (Памяти Бориса Петровича Денике: автобиографический дневник и воспоминания
29. Котляр Е.Р., Эмирасанова Р.М. Становление крымско-татарского народного декоративно-прикладного искусства // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 28–32.
30. Ломакина М.А. Комплекс мечети хана Узбека – медресе и караван-сарай в Старом Крыму в работах К.Ф. Богаевского // МАИЭТ. 2017. Вып. XXII. С. 552–567.
31. Массон М.Е., Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры в Средней Азии и их реставрация // Вопросы реставрации. М.: изд-е Реставрационных мастерских, 1926. С. 137–178.