КОМЕДИЯ А. Ф. ПИСЕМСКОГО «ХИЩНИКИ» В КОНТЕКСТЕ ПЬЕС О ЧИНОВНИКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена решению вопроса о степени корреляции комедии А. Ф. Писемского «Хищники» с магистральными особенностями поэтики русских классических пьес второй половины XIX в. о чиновниках («Доходное место» А. Н. Островского, «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» и «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина). Рассматриваемые пьесы объединяют острота общественной проблематики, сходные принципы изображения петербургской высшей бюрократии, карьеризма и взяточничества чиновников, зыбкость жанровой идентификации, прием зоологизации образов. Выявлено идейно-тематическое сходство пьес «Хищники» и «Тени». В отличие от рассматриваемых пьес Островского, Салтыкова-Щедрина и «Дела» Сухово Кобылина, комедия Писемского лишена персонажей, вызывающих сочувствие, что роднит ее со «Смертью Тарелкина», однако «Хищники» не содержат проявлений гротескной деформации и фарсовых черт. В финалах рассматриваемых пьес (за исключением «Доходного места») отсутствует торжество добродетели, что подчеркивает мысль о невозможности устранить порочность чиновничьего общественного уклада. Комедия А. Ф. Писемского «Хищники» опирается на художественные находки драматургов-современников, авторов пьес о чиновниках, и творчески развивает их, что обнажает, с одной стороны, общность идейно-художественных исканий русских драматургов этого периода, а с другой – самобытный характер комедиографии Писемского.

Ключевые слова:
А. Ф. Писемский, комедия, общественная проблематика, система персонажей, мотив, авторская позиция.
Список литературы

1. Александрова И. В., Казарян Н. С. Поздние комедии А. Ф. Писемского в диалоге с русской комедийной традицией XVIII века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 17.

2. Анализ драматического произведения: Межвуз. сб. ЛГУ им. А. А. Жданова / под ред. В. М. Марковича. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 366 с.

3. А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. – Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 660 с.

4. Брадис Л. В. Конфликты и характеры в русской комедии середины XIX века. – Калинин: КГУ, 1979. – 84 с.

5. Гликман И. Д. А. В. Сухово-Кобылин и его трилогия // А. В. Сухово-Кобылин. Трилогия: Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. – М.; Л.: ГИХЛ, 1959. – С. 3–42.

6. Горячкина М. С., Лаврецкий А. Салтыков-Щедрин // История русской литературы: в 10 т. – Т. 9. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 159–274.

7. Ермолаева Н. Л. А. Н. Островский, А. Ф. Писемский и А. А Потехин. Творческие переклички // Социокультурное пространство Ивановского края: прошлое, настоящее, будущее: Сб. статей,

8. Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 216 с.

9. Журавлева А. И. Комментарии // Писемский А. Ф. Собр. соч.: в 5-ти т. – М.: Художественная

10. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 198 с.

11. Зайцева Е. Л. Поэтика психологизма в романах А. Ф. Писемского: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.01. – М., 2008. – 18 с.

12. Зубков К. Ю. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: Эстетика. Поэтика. Полемика. – М.: Биосфера, 2012. – 212 с.

13. Зубков К. Ю. Роман А. Ф. Писемского «Тысяча душ» и пьесы о чиновниках второй половины 1850-х годов // Русская литература. – 2009. – № 4. – С. 95–106.

14. История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX века (до 1917 г.). – Л.: Наука, 1987. – 658 с.

15. Казарян Н. С. Комедии А. Ф. Писемского в диалоге с национальной жанровой традицией XVIII века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

16. Казарян Н. С. Ранние комедии А. Ф. Писемского в контексте комедийной традиции Н. В. Гоголя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические

17. Калмановский Е. С. Драматические произведения А. В. Сухово-Кобылина и русская литература 1850–1860-х годов // А. В. Сухово-Кобылин. Картины прошедшего. – Л.: Наука, 1989. – С. 243–283.

18. Лотман Л. М. А. В. Сухово-Кобылин // История русской литературы: в 4 т. – Т. 3. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982. – С. 528–548.

19. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. – М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. – 360 с.

20. Лотман Л. М. Драматургия 60–70-х годов // История русской литературы: в 4 т. – Т. 3. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982. – С. 446–494.

21. Лотман Л. М. Островский и драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: В 9 т. – Т. 7. – М.: Наука, 1991. – С. 62–75.

22. Манькова Л. В. А. Ф. Писемский-драматург: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.01. – М., 1986. – 26 с.

23. Мирский Д. С. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги // История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. – Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. – С. 382–386.

24. Могилянский А. П. Цензурная история пьесы Писемского «Хищники» // Русская литература. – 1965. – № 2. – С. 167–172.

25. Мысляков В. А. А. Ф. Писемский // Русские писатели 11–20 вв. 1800–1917: Биографический словарь. – М.: Фианит, 1999. – С. 622–630.

26. Мысляков В. А. Салтыков-Щедрин о Писемском // Русская литература. – 1971. – № 4. – С. 90–98.

27. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. – М.: Искусство, 1974. – Т. 2. Пьесы (1856–1866). – 806 с.

28. Пенская Е. Н. Синтез жанров в драматической трилогии А. В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего»//Вестник Томского государственного университета.Филология.– 2016. – № 6 (44). – С. 112–127.

29. Писемский А. Ф. Письма. – М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 925 с.

30. Писемский А. Ф. Собрание сочинений: в 5 т. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 2. – 604 с.

31. Рошаль А. А. Из наблюдений над творческой историей романа А. Ф. Писемского «Масоны» // Русская литература. – 1963. – № 1. – С. 180–184.

32. Русская драма эпохи А. Н. Островского / под ред. А. И. Журавлевой. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 464 с.

33. Русские драматурги XVIII–XIX вв.: монографические очерки в 3 т. – Л.; М.: Искусство, 1962. – Т. 3. – 463 с.

34. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: в 20 т. – М.: Художественная литература, 1966. – Т. 4. – 610 с.

35. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: в 20 т. – М.: Художественная литература, 1966. – Т. 5. – 711 с.

36. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: в 20 т. – М.: Художественная литература, 1977. – Т. 20. – 622 с.

37. Сухово-Кобылин А. В. Трилогия: Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. – М.; Л.: ГИХЛ, 1959. – 307 с.

38. Тимашова О. В. Комедия «Раздел» (1853) в драматургической системе раннего А. Ф. Писемского и в контексте журнала «Современник» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.

39. Тимашова О. В. П. А. Катенин и А. Ф. Писемский. Преемственные связи и полемика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2018. – Вып. 1. – С. 56–59.

40. Туниманов В. А. Драматургия М. Е. Салтыкова-Щедрина // Салтыков-Щедрин М. Е. Комедии и драматическая сатира. – Л.: Искусство, 1991. – С. 3–36.

41. Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. – М.: Гослитиздат, 1962. – 398 с.

42. Штейн А. Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. – М.: Советский писатель, 1973. – 432 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?