В статье рассматривается проблема взаимосвязи музыкального и словесного искусств. На примере романа «Арктика» и стихотворного цикла «Алиса» проводится анализ художественных приемов, используемых И. Л. Сельвинским для создания вербальных аналогов музыкальных структур. Установлено, что тематическая глубина произведений, детальное изображение процессов формирования и развития персонажей, их духовных исканий и преодоление внутренних противоречий свидетельствуют о симфонизме мышления поэта. Отмечается, что обращение к симфоническому творчеству П. И. Чайковского, нарушение принятого порядка симфоний композитора повышает эстетическую направленность поэтического произведения и раскрывает глубинный смысл. Единство тематического и образного материала, использование схожих принципов развития музыкального и словесного произведений позволяют рассмотреть поэтический цикл «Алиса» как симфоническую сюиту, стихотворные элементы которой оцениваются в параметрах музыковедения, соотнесенных с литературоведческой методологией.
литература, музыка, симфонизм, музыкальная техника, конструктивизм
1. Гаврилюк В. Л. О художественном стиле И. Л. Сельвинского // Крымский Архив. – 2008. – С. 51–60.
2. Горюнова Р. М. Эпопея «Улялаевщина» И. Л. Сельвинского в оценке литературной критики 20–30-х годов // Материалы V Междунар. конф., посвященной 100-летию И. Л. Сельвинского
3. Добровольская И. А. Илья Сельвинский и ЛЦК (по материалам фондов Дома-музея И. Сельвинского) // Крымский Архив, 2003. – С. 39–45.
4. Должанский А. Н. Симфоническая музыка Чайковского. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с.
5. Зябрева Г. А., Гажала И. А. Музыкальная традиция в лирике И. Л. Сельвинского 1920-х–1930-х гг. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
6. Кротова Д. В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети ХХ века (А. Белый, З. Н. Гиппиус, А. С. Грин, М. М. Зощенко). – М.: Директ-Медиа, 2022. – 160 с.
7. Лежнев А. З. О литературе: Статьи – М.: Советский писатель, 1987.
8. Леонова Н. Скрытый симфонизм прозы // Вопросы литературы. – 1969 – № 3. – C. 168–175.
9. Макарова С. А. От «Челюскинианы» – к «Арктике»: музыкальные особенности эпического воплощения исторической темы в творчестве И. Л. Сельвинского
10. Макарова С. А. Художественные смыслы музыкальной терминологической лексики в лирике И. Л. Сельвинского // Русская речь. – 2020. – № 2. – C. 105–114
11. Можейко Л.М. История русской музыки. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 121 с.
12. Пастухова Л. С. «Вдохни же эти строки!» (заметки о языке поэзии И. Сельвинского) // Крымский Архив, 2003. – С. 52–65.
13. Резник О. С. Жизнь в поэзии творчество И. Сельвинского. – М.: Советский писатель, 1981. – 528с.
14. Рустемова Л. А. Антропоморфизм в лирике И. Сельвинского // Крымский Архив. – 2008. – С. 45–51.
15. Сельвинский И. Л. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Худож. лит., 1971. – Т. 1. – 702 с.
16. Сельвинский И. Л. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Худож. лит., 1971. – Т. 4. – 415 с.
17. Сосненко И. А. Жанр сонаты и сюиты в творчестве И. Л. Сельвинского // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания. – 2022. – № 39. – С. 382–387.
18. Сосненко И. А. Музыка, воплощенная в слове: о влиянии балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» на лирику И. Л. Сельвинского
19. Шаймарданова Р. Т. Мир музыки в творчестве М. Булгакова. Дис. … кандидата филологических наук : 10.01.01. – Екатеринбург, 2006. – 180 с.