Статья рассматривает трансформацию формата ток-шоу американского телеведущего Ларри Кинга на российском телевидении. Объектом исследования выступили программы «Larry King Live», «Телевизионное знакомство» У. Отта, «Час пик» В. Листьева и «Познер» В. Познера. Параметрами сопоставления избраны: стиль ведущего, выбор предмета общения и его стратегии и тактики, время выхода, длительность, периодичность программ, степень участия в них аудитории. Учитывался также уровень персонифицированности программ, дизайн студии и использование дополнительных локаций, операторская работа, приемы зрелищности и т. п. С конца 1980-х гг. диалогические ток-шоу значительно видоизменились под влиянием специфики медиасистемы России, запросов аудитории, этнокультурных особенностей страны. Трансформации жанра диалогического ток-шоу в российском медиапространстве авторы усматривают в расширении тематической палитры и ее привязке к актуальной социально-политической повестке, усложнении структуры программ и драматургии дискуссии, расширении диапазона стратегий и тактик общения ведущего и гостя, приемов зрелищности и эмоциональности, усилении психологизма и обогащении приемов операторской работы. Изменяется и роль ведущего ток-шоу – он становится все более значимым участником дискуссии, активно вмешиваясь в ход беседы и высказывая свое мнение. При этом наблюдается тенденция сокращения роли зрителей в программе.
ток-шоу, Ларри Кинг, Урмас Отт, Владислав Листьев, Владимир Познер
1. Беликова А. И. Трансформация аналитических жанров современного отечественного телевидения // Медиасреда. – 2019. – № 16. – С. 10–15.
2. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. – М.: Ин-т соврем. искусства, 1997. – 61 c.
3. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. – М.: Высшая школа, 2003. – 320 с.
4. Владимир Познер о Ларри Кинге и Владе Листьеве // Познер Online. – Режим доступа: https://pozneronline.ru/2015/11/12956. – (Дата обращения: 07.04.2024).
5. Воронов А., Водо В. Европейский акцент советского телевидения // Коммерсант. – № 190 (4007). – 18.10.2008. – С. 3.
6. Гаджимусилова Д. Г., Булейко Н. А. Ток-шоу на современном экране // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 29–32.
7. Гранева И. Ю. Местоимение «мы» как средство идеологических манипуляций в русской языковой картине мира // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– 2010.– № 4–2.
8. Гуленко П. В., Долгова Ю. И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «Ток-шоу» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика.
9. Гуленко П. В. Истоки и генезис формата «общественно-политическое ток-шоу» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2016. – № 6. – С 109–125.
10. Давыдова И. О.Сравнительный психолингвистический анализ речевой манеры американских телеведущих (на примере телешоу Опры Уинфри и Ларри Кинга)//Научный вестник ЮИМ.– 2018. – № 2.
11. Ильин И. А., Покидов Д. К. Дискурс-анализ общественно-политических ток-шоу //Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2017. – №2 (58). – С. 62–74.
12. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестник МГУ. – 2010. – № 6. – С. 66–69.
13. Княжева К. М. Особенности организации речевого взаимодействия в ток-шоу // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: лингвистика. – 2018. – № 5. – С 45–53.
14. Кондратьева Н. Е., Мордовина Л. В. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. – 2008. – № 12. – С. 205–210.
15. Конькова А. С. Ток-шоу как тип дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 20 (731). – С. 221–231.
16. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. – 224 с.
17. Куницына Н. В. Интервью – ток-шоу – подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т. 2. –№ 2 (35). – С. 140–147.
18. Ларина Е. Г. Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса и его конститутивные признаки // Лингвистика и межкультурная коммуникация: Материалы региональной научной конференции Поволжья
19. Лукина М. М. Технология интервью. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 188 с.
20. Лысякова М. В., Джукман Э. Р. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 1. – С. 116–121.
21. Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. – М. : URSS, 2008. – 276 с.
22. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. – СПб.: Алетейя, 2008. – 208 с.
23. Нугуманова Л. А. Коммуникативно-прагматический аспект формирования телевизионного дискурса (на материале интерактивных ток-шоу регионального телевидения)
24. Познер Online. – Режим доступа: https://dzen.ru/video/watch/65a6408aa7b0611b8e8d96a8. – (Дата обращения: 07.04.2024).
25. Раззаков Ф. И. Гибель советского ТВ. – М.: Эксмо, 2009. – 335 с.
26. Рубцова Е. В., Девдариани Н. В. Тактическая реализация речевых стратегий в программах В. В. Познера // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 3 (36). – С. 338–343.
27. Сдобнов П. Вспоминая «Час пик»… К двадцатилетию создания легендарной телепрограммы // Старый телевизор. – 30.05.2014.
28. Тележурналистика: история, теория и практика. Документы, тексты. – Екатеринбург: изд-во «Урал. ун-т», 2000. – 304 с.
29. Уарова О. В., Рачковская Л. А. Жанровые и языковые особенности ток-шоу «Larry King Now» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – Вып. 12. – С. 273–277.
30. Урмас Отт. One Man Show: Документальный фильм. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=1GKlAbnxjYM. – (Дата обращения: 07.04.2024).
31. Шестеркина Л. П. Ток-шоу как форма проведения практического учебного занятия в процессе формирования профессиональной культуры // Медиаскоп. – 2008. – № 1.
32. Vladimir Pozner Interview // PBS. Available from: http://www.pbs.org/frontlineworld /stories/russia703/interview/pozner.html (accessed 7 April 2024).
33. Powers W. Winning at softball // The Washington Post. – March 25, 1996.