В статье выявляется специфика литературного продакт плейсмент как писательской стратегии формирования положительного отношения к бренду. Продакт плейсмент рассматривается как социально-коммуникативная технология, оказывающая влияние на формирование потребительских паттернов через идентификацию читателя с героем художественного произведения. Компоненты данной модели коммуникации определяются следующими особенностями: множественность субъекта – отправителя сообщения, массовый характера объекта – получателя, медиапродукт индустрии развлечений как канал коммуникации и особый тип кодирования сообщения – не прямое обращение к аудитории, а воздействие через образ и действия героев как представителей референтной группы. В статье определяются критерии идентификации продакт плейсмент в художественном произведении. Даются указания на недостатки литературного продакт плейсмент с точки зрения маркетингового подхода и факторы, внимание субъектов коммуникации к которым повышает успешность данной технологии доставки сообщений рекламного характера. Выявляются тактики встраивания имени бренда в художественный текст и формирования его позитивного образа для повышения лояльности аудитории и влияния на потребительское поведение.
реклама, продакт плейсмент, бренд, бренд-зависимое потребление, массовая литература, сюжет, коммуникативные тактики, Дж. Кеннер
1. Березкина О. П. Product placement. Технологии скрытой рекламы. – СПб. : Питер, 2009. – 208 с.
2. Булгакова А. А. Полидискурсивность как смысловой код романа Ф. Бегбедера «99 франков» // Мир в слове. Слово в мире: сб. науч. статей. – Гродно: ЮрСаПринт, 2015. – С. 140–154.
3. Булгакова А. А. Топос Мир в романе Брета Истона Эллиса «Гламорама» // Антропологические сдвиги переломных эпох и их отражение в литературе. В 2 ч.: сб. науч. ст. – Гродно, 2014. – C. 87–95.
4. Иванова А. А. Продакт плейсмент как эффективный инструмент маркетинга // Экономические системы. – 2023. – Том 16. – № 1 (60). – С. 176–173.
5. Кениг Т. Психология рекламы. Ее современное состояние. – М.: К-во «Современные проблемы» Н.А. Столяр, 1925. – 272 с.
6. Кеннер Дж. Код Givenchy. – М. : Эксмо, 2006. – 448 с.
7. Кеннер Дж. Матрица Manolo. – М. : Эксмо, 2006. – 448 с.
8. Кеннер Дж. Парадокс Prada. – М. : Эксмо, 2007. – 432 с.
9. Киселева П.А. Product placement по-русски. – М. : Вершина, 2008. – 152 с.
10. Кожина О.М. Продакт плейсмент в России и его восприятие потенциальными потребителями: монография. – М. : Изд. Московского гуманитар. ун-та, 2014. – 104 с.
11. Краско Т.И. Психология рекламы. – СПб : Студцентр, 2002. – 216 с.
12. Кузовлева М.М., Музыкант В.Л. Product placement как социально-коммуникативная технология // Вестник МГУКИ. – 2012. – № 2 (46). – С. 207–212.
13. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб. : Питер, 2006. – 384 c.
14. Babin B.J., Herrmann J.-L.,Kacha M., Babin L.A. The Effectiveness of Brand Placements: A Meta-analytic Synthesis // International Journal of Research in Marketing, 2021, vol. 38. Issue 4. – Р. 1017–1033.
15. Babacan E., Akcali S.I., Baytekin P. Product Placement as a Rising Marketing Communication Activity: an Assessment on Television Serials // Social and Behavioral Sciences. – 2012. – №. 62. – Р. 1319–1331.
16. D’Astous A., Sйguin N. Consumer Reactions to Product Placement Strategies in Television Sponsorship // European Journal of Marketing. – 1999. – Vol. 33. – № 9/10. – Р. 896–910.
17. Grady C. The Unsuccessful History of Product Placement in Books, from Bulgari to Sweet’N Low.
18. Lehu, J.-M. Branded Entertainment. Product Placement and Brand Strategy in the Entertainment Business. – London, Philadelphia: Kogan Page Publishers, 2007. – 266 p.