Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена многогранности творческого наследия М. Л. Матусовского, известного широкой общественности преимущественно как автор слов ко многим популярным и сегодня песням («С чего начинается Родина?», «На безымянной высоте», «Школьный вальс» и др.). С целью создания более полного представления о том, в каких видах искусства и их формах проявил себя Матусовский – при очевидном превалировании в его наследии широкого диапазона словесного творчества, публицистического и литературно-художественного – обзорно рассматриваются а) словесно-художественные произведения, которые, помимо лирических стихотворений, представлены в его писательском дискурсе: баллада, поэма, мемуарная проза; б) кинематографические произведения – документальные фильмы, в создании которых Матусовский принял участие (в основном – в нескольких ипостасях). Основное внимание уделено рассмотрению особенностей документального фильма, где М. Л. Матусовский является одним из сценаристов, а также автором стихотворного текста – кино-поэмы «О чем ты думаешь, Солдат?» (1963). Именно в этом документально-художественном фильме, принадлежащем к одному из априори синкретичных искусств – кинематографу, в наибольшей степени проявилось стремление художника к объединению в создаваемом произведении различных способов эстетического осмысления мира, свойственных разным видам искусства: кинематографическому, музыкальному, словесно-художественному, – что в результате позволило как более полно и разнопланово воплотить в арт-продукте авторскую образно-ценностную концепцию, так и максимально эффективно реализовать воздействующую функцию.

Ключевые слова:
Михаил Матусовский, синтез, художественная словесность, публицистика, кинематограф, образно-ценностная концепция, воздействующая функция
Список литературы

1. Бикбулатова К. Ф. Матусовский Михаил Львович // Русская литература ХХ века: прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. – Т. 2: З–О. – М: ОЛМА-Пресс Инвест, 2005.

2. Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. А. С. Герд. – Т. 25. Свес–Скорбь. – М.–СПб.: Наука, 2019. – 728 с.

3. Гурьева Т. Н. Новый литературный словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 364 с.

4. Гусев В. Е. Синкретизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Интелвак, 2001. – Стб. 988.

5. Зайцева И. П. Военкор Михаил Матусовский: своеобразие авторского стиля // Медиалингвистика. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VII Междунар. научн. конференции

6. Ирза Н. Д. Синтез // Культурология. ХХ век: энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 211–212.

7. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 944 с.

8. Матусовский Михаил Львович // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Матусовский,_Михаил_Львович. – (Дата обращения: 20.05.2024).

9. Матусовский Михаил,_Львович // Российское общество «Знание»: официальный сайт.

10. Матусовский М. Л. Избранные произведения: В 2-х т. – Т. 1. Стихотворения; Поэмы; Песни. – М.: Художественная литература, 1982. – 639 с.

11. Минералов Ю. И. Матусовский Михаил Львович // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву – А.М., 2000. – С. 459.

12. Пульхритудова М. Поэма // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 494.

Войти или Создать
* Забыли пароль?