Социальное воспитание в трансформирующемся обществе остается в философии недостаточно изученным. В современных учебных изданиях по философии образования тематика философии воспитания большей частью отсутствует. Цель статьи состояла в анализе негативных характеристик трансформирующегося общества, оказывающих влияние на социальное воспитание. Исследование выполнялось с опорой на системный научный подход. Обращаясь к проблематике философии воспитания осуществляется попытка выявления наиболее существенных ее характе- ристик. Выявлено, что в целом философию воспитания отечественные авторы наделяют придаточной ролью. Указано, что современную социальную ситуацию характеризуют категориями – кризис, революция, время перемен, вызовы, трансформации и др., следовательно, кризис коснулся и социального воспитания. Это связано, с «векторами революции» (по А.В. Мудрику), отражающимися на социальном воспитании. Более того, возникают новые вызовы, отражающиеся в потребностях, которые должно разрешать социальное воспитание. В выводах указано, что социальное воспитание в трансформирующемся обществе должно ориентировать на решение возникающих в трансформирующемся обществе вызовов, потребностей, проблем. Автор выражает опасение, связанное с превращением подрастающего поколения в жертв социализации. В результате проведенного исследования разработана классификация антиподов социального воспитания. Результаты исследования, например, могут использоваться для дальнейшего теоретического исследования социального воспитания, характеристик трансформирующегося общества, антиподов социального воспитания. В практике социального воспитания результаты могут быть востребованы при моделировании и планировании социального воспитания на различных уровнях.
социальное воспитание, философия воспитания, философия со- циального воспитания, трансформирующееся общество
1. Синцова Л.К. Социально-философский анализ социального воспитания: теоретико-методологический аспект: автореферат дис. ... д-ра философ. наук. Барнаул, 2007. 34 с.
2. Сытых Н.А. Социальное воспитание и социализация человека в неоптимальных общественных условиях: автореферат дис. ... канд. философ. наук. Барнаул, 2009. 18 с.
3. Дьюи Дж. Школа и общество / История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 328–340.
4. Бессонов Б.Н. Философия и история образования: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 354 с.
5. Грехнёв В.С. Философия образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 311 с.
6. Мандель Б.Р. Философия образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 501 с.
7. Николаева Л.Ю. Философия образования. Часть 1. Учебное пособие. М.: Мир науки, 2014. 92 с.
8. Николаева Л.Ю. Философия образования. Часть 2. Учебное пособие. М.: Мир науки, 2015. 60 с.
9. Путилова Л.М., Бубнова М.И. Философия и история образования: учебник для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 234 с.
10. Розин В.М. Философия образования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 434 с.
11. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 304 с.
12. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. 230 с.
13. Чапаев Н.К. Введение «Философия и история образования»: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 249 с.
14. Noddings N. Philosophy of Education. New York: Pub. Location, 2016. 304 p. DOI:https://doi.org/10.4324/9780429494864
15. The Importance of Philosophy in Teacher Education. Mapping the Decline and its Consequences. Edited by A.D. Colgan, Br. Maxwell. New York, Pub. Location, 2019. 226 p. DOI:https://doi.org/10.4324/9780429426827
16. Мудрик А.В. Философия социального воспитания как раздел социальной педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 3. С. 62–65.
17. Jonas M.E., Yacek D.W. Nietzsche’s Philosophy of Education. Rethinking Ethics, Equality and the Good Life in a Democratic Age. New York: Routledge, 2019. 210 p. DOI:https://doi.org/10.4324/9781351003506
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
19. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: ТОО «АРТ+N»: Фонд духов. и нравств. образования,1996. 135 с.
20. Аксютина З.А. Целеполагание в социальном воспитании // Психолого-педагогические исследования в Сибири. 2020. Выпуск 5. С. 57–59.
21. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989. 207 с.
22. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 196 с.
23. Розин В.М. Философия образования. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 434 с.
24. Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический
25. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. М.: МПГУ, 2016. 256 с.
26. Вознюк А.В. Общая теория влияния как методология управления и педагогика жизненных фактов: монография. Житомир: б.и., 2017. 1828 с.
27. Меренков А.В. Социальное воспитание: переход от традиционного к современному / Социология воспитания / под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. М.: Изд-во Юрайт, 2018. С. 58–72.
28. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 192 с.
29. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 144-177.
30. Миллер А. Вначале было воспитание / Пер. с нем. М.: Академический проект, 2003. 464 с.
31. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.: Просвещение, 1991. 176 с.
32. Ильин А.Н. Образование, поверженное реформами. М.: Университетская книга, 2019. 391 с.
33. Мудрик А.В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. №2. С. 48–54.
34. Аксютина З.А. Категории социального и квазисоциального воспитания // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2021. № 11 (457). Вып. 62. С. 54–65.