Мусульманские средневековые надгробные памятники Крыма как источник сведений о значимости роли медресе в крымском обществе
Рубрики: ИСТОРИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В исследовании систематизируется и анализируется отображение (попытки репли­ ки) архитектурных форм, свойственных медресе («медресевидность»), в надгробных памятниках средневекового Крыма (Кырк-Азизлер, Солхат и др.). Предпринимается попытка поиска синхрон­ ных аналогий в регионах со схожим этноконфессиональным составом. Анализируется вопрос о свя­ зи статуса лиц, занимавшихся науками и образованием – предполагаемых учеников или учителей медресе и типа их надгробных памятников.

Ключевые слова:
средневековье, Золотая Орда, Крым, надгробные памятники, медресе, ислам­ ское образование, Кырк-Азизлер
Список литературы

1. Айбабина Е.А. Средневековые надгробные памятники степного Крыма // МАИЭТ. 2021. Вып. XXVI. С. 362–373.

2. Акчокраклы О.-Н.А. Старо-Крымские надписи: по раскопкам 1928 года // ИТОИАЭ. 1929. Т. 3. С. 152–159.

3. Башкиров А.С., Боданинский У. Памятники крымско-татарской старины: Эски-Юрт // Новый Вос­ток. 1925 . № 8–9. С. 295–311.

4. Боданинский У. Собрание сочинений. Том I. Научное наследие. Казань, Симферополь: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 272 c.

5. Боданинский У. Собрание сочинений. Том III. Материалы: дневники экспедиций, рисунки, планы, отчеты и др. Бахчисарайского дворца-музея (1920–1934). Казань, Симферополь: Институт исто­рии им.

6. Бойцова Е.Е., Ганкевич В.Ю., Муратова Э.С., Хайрединова З.З. Ислам в Крыму: очерки истории функционирования мусульманских институтов. Симферополь: ЧП «Элиньо», 2009. 432 с.

7. Кирилко В.П., Пигарев Е.М. Исследования могильника Кырк-Азизлер в 2017 г. // История и архе­ология Крыма. 2018. Вып. 8. С. 59–60.

8. Кононенко Е.И. Роль куллие в планировке раннеосманской Бурсы // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2016. № 1 (6). С. 133–148.

9. Крамаровский М.Г., Сейдалиев Э.И. Дюрбе конца XIV – начала XV вв. в Солхате (новые матери­алы) // Золотоордынское обозрение. 2020. № 4. С. 714–736.

10. Маммаев М.М. Мусульманские надмогильные памятники XIV–XV вв. из с. Кубачи: особенности декоративной отделки // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. 2017. № 3 (51). С.

11. Усеинов М.А. Восьмигранные надмогильные памятники города Солъхат/Кырым: типология форм // Солхатские чтения II. Причерноморье в эпоху глобализации: Восток и Запад в культуре Крыма (г.

12. Усеинов М.А. Старокрымские мусульманские надмогильные памятники золотоордынского пери­ода (на примере подтипа в форме восьмигранной призмы без фигурного навершия) // Археология

13. Фото памятников Бахчисарая, 1924 г. // Отдел письменных источников ГИМ. Ф. 598. Оп. 1. Д. 25. Л. 22–55.

14. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (Извлечения из сочинения турецко­го путешественника XVII века) / Пер., вступ. ст. и ком. Е. В. Бахревский. Изд-е 2-е, испр. и доп.

15. Шульман К.Д. Образование и ученость в философии и мировоззрениях ислама: видение изнутри и вне культуры // Практическая философия: состояние и перспективы. Сборник материалов VI науч­ной

16. Biзici H. Kamil. Gцrdes’te bulunan mimari tasvirli mezar taşlarindan bazi цrnekler // Geзmişten Gьnьmьze Manisa, Şehzade II. Mehmet ve Manisa Tarihi. Manisa Celal Bayar Ьniversitesi, 2018. P. 1

17. Цnge Yılmaz. Anadolu Mimari Sanatinda Ahşap Stalaktiti Sьtun Başiklari // Onasya. 1968. Sayi 4/37. P. 8–9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?