На основе архивных документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также мемуаров и имеющихся научных исследований в статье рассматривается сложный период российской истории времён гражданской войны. Особенностью проблемы является то, что события происходили за пределами России, а именно в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. В результате анализа источников установлено, что управлявшая в начале 1920 г. зоной КВЖД белогвардейская администрация генерала Д. Л. Хорвата уже не устраивала не только её врагов в большевистской части России, но и местные китайские власти и военное командование стран-интервентов, имевших собственные виды на судьбу стратегической железной дороги. Большевики сумели сформировать в Харбине представительный орган от русского населения – Объединённую конференцию, представленную в основном просоветскими профессиональными союзами, легально действовавшими в регионе. Через Конференцию коммунисты в марте 1920 г. организовали политическую забастовку против режима генерала Хорвата негласно поддержанную китайскими властями, стремившимися избавиться от русского влияния на КВЖД. Главной ударной силой стачки стали профсоюзы. В результате забастовки белогвардейская администрация при помощи профсоюзов была свергнута, но политическая власть в полосе отчуждения КВЖД перешла к Китаю.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), полоса отчуждения, профессиональные союзы, забастовка, стачечный комитет, администрация.
1. Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). – М.: НП ИД «Русская панорама», 2005. – 432 с.
2. Андреев Г. И. Революционное движение на КВЖД в 1917–1922 гг. – Новосибирск: Наука, 1983. – 142 с.
3. Будберг А. П. Дневник // Начало гражданской войны. Т. 3: Революция и Гражданская война в описаниях белогвардейцев в 6 т. Мемуары / Сост. С. А. Алексеев; под ред. Н. Л. Мещерякова. – М., Л.: Государственное
4. Вологодский П. В. Во власти и в изгнании: Дневник премьер-министра антибольшевистского правительства и эмигранта в Китае (1918–1925 гг.). – Рязань: Частное издательство П. А. Трибунского, 2006. – 619 с.
5. Воспоминания Волкова Петра Дмитриевича, участника подпольной работы в тылу врага на Китайской Восточной железной дороге «Полоса отчуждения КВЖД» // Отдел фондов Государственного объединенного
6. Галенович Ю. М. История взаимоотношений России и Китая. В 4-х книгах. Кн. I–II. – М.: СПСЛ; Русская панорама, 2011. – 464 с.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). – Ф. Р-8310. – Оп. 1. – Д. 1.
8. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 59.
9. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 99.
10. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 164.
11. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 394.
12. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 396.
13. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 1. – Д. 397.
14. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 2. – Д. 703.
15. ГАХК. – Ф. П-44. – Оп. 2. – Д. 704.
16. Документы внешней политики СССР. Т. 7 (1 января – 31 декабря 1924 г.). – М.: Политиздат, 1963. – 760 с.
17. Индукаева Н. С. Из истории деятельности межсоюзного железнодорожного комитета на КВЖД (1919–1922 гг.) // Труды Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева. Т. 165. Серия историческая
18. Кроль М. А. Страницы моей жизни. – М.: Мосты культуры; Иерусалим: Gesharim, 2008. – 734 с.
19. Кротова М. В. СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920–1930-е гг.). – СПб.: Астерион, 2014. – 336 с.
20. Крюков В. М., Крюков М. В. Весна и осень революционной дипломатии: Первое десятилетие советской политики в Китае. В 2-х т. Т. 1: 1917–1922. – М.: Памятники исторической мысли, 2015. – 615 с.
21. Мелихов Г. В. Белый Харбин: Середина 20-х. – М.: Русский путь, 2003. – 440 с.
22. Народонаселение Харбина // Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке. – 1915. – № 6. – С. 11.
23. Обращение управляющего КВЖД Д. Л. Хорвата к служащим и рабочим Китайской Восточной железной дороги о прекращении забастовки // ОФ ГОМЗИДВ им. В. К. Арсеньева. – Номер по КП (ГИК): МПК 18711/29.
24. Олейников И. В. Антикризисная деятельность администрации КВЖД в революционное время (1917–1920 гг.). – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2012. – 106 с.
25. Павлов А. К. Правовые основы ОРВП // Административное и муниципальное право. – 2019. – № 1. – С. 26–34.
26. Попов Ф. А. Закрытие российского посольства в Китае в контексте политико-идеологической борьбы на Дальнем Востоке России (1920 г.) // История: факты и символы. – 2016. – № 4. – С. 120–132.
27. Попова Е. И. Политика США на Дальнем Востоке (1918–1920). – М.: Наука, 1967. – 340 с.
28. Российский государственный исторический архив (РГИА). – Ф. 323. – Оп. 3. – Д. 23.
29. РГИА. – Ф. 323. – Оп. 4. – Д. 64.
30. Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. – Харбин: Типография КВЖД, 1922. – 313 с.
31. Северная Маньчжурия и Китайская Восточная железная дорога. – Харбин: Издательство Эконом. бюро Кит. Вост. ж. д., 1922. – XI, 692, XXIII с.
32. Серебренников И. И. Гражданская война в России: Великий исход. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 695, [9] с.
33. Соловьёв В. Ф. Забастовочная борьба на КВЖД в 1918–1920 гг. // Новое в изучении Китая. История и историография / Редкол.: М. Л. Титаренко (отв. ред.) и др. – М.: Наука, 1988. – С. 118–125.
34. Соломеник В. А. Борьба за советскую власть в полосе отчуждения КВЖД (По материалам Истпарта ДБ ЦК 1917–1920 гг.) // Дальистпарт. Сборник материалов по истории революционного движения на Дальнем
35. Хейфец А. Н. Из истории совместной борьбы русских и китайских рабочих КВЖД против интервентов и белогвардейцев (1918–1920 годы) // Вопросы истории. – 1958. – № 4. – C. 127–145.
36. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). – Ф. Р-4000. – Оп. 6. – Д. 172.
37. Цыпкин С., Шурыгин А., Булыгин С. Октябрьская революция и гражданская война на Дальнем Востоке: хроника событий 1917–1922 гг. – М., Хабаровск: Дальгиз, 1933. – 308 с.
38. Wolff David. To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898–1914. – Stanford, California: Stanford University Press, 1999 – 256 р.



