В статье рассматривается антиностальгическая одиссея главного героя романа Эрика-Эммануэля Шмитта «Улисс из Багдада» с мифокритической и интертекстуальной точек зрения. Способы трансформации оригинального текста Гомера, а точнее мифоморфозы обновленных фигур, раскрывают динамику эволюции основной мифической синтагмы в связи с новыми вызовами переноса в современный социально-исторический контекст. Образы морехода и его спутников, судьбоносные или эпизодические, а также необычные метаморфозы некоторых мифических существ анализируются с точки зрения практик гипертекстовой модернизации. В исследовании осуществлена попытка рассмотреть проявление неоднозначности личности античного героя в протагонисте произведения Эрика-Эмманюэля Шмитта «Ulysse from Bagdad». Писатель XXI века транспонирует компоненты мифического рассказа. Э.- Э. Шмитт использует структуру романа, принятую повествовательную точку зрения. В его произведении отмечаются следы современного влияния Жана Жироду, мастера переписывания гомеровских произведений. Проведенный анализ приводит к подтверждению оригинальности представления Эрика-Эмманюэля Шмитта о нелегальном иммигранте как о новой фигуре современного Улисса. Писатель представляет причудливую эпопею нашего времени и ставит под сомнение положение человека. Он заставляет читателя задуматься над вопросом о границах между государствами как об оплоте идентичности или как о последнем оплоте иллюзий человечества.
миф, античный герой, переписывание мифа, мифотворчество, современность
1. Барт Р. Мифологии. – М.: Академический проект, 2023. – 351 с.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: Амрита, 2022. – 448 с.
3. Гачев Д. Г. Миф. Национальный. Индивидуальный (опыт экзистенциальной культурологии) // Миф в культуре: человек-не человек. – Москва: Индрик, 2000. – С. 128.
4. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – М.: АСТ, 2021. – 448 с.
5. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Азбука, 2021. – 480 с.
6. Тимофеев В. Г., Петров Н. В. Свойства мифологического сознания // Вестник ЧГУ. – 2010. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svoystva-mifologicheskogo-soznaniya.
7. Balzac H. La vieille fille. – Paris: Hauman, 1937. – P. 75
8. Carbolic-Roure Р. L’ironie de Giraudoux: de l’ironie moderne а «l’Umorismo» // Loxias. – 2004. – № 5. – Режим доступа: http://revel.unice.fr/loxias/index.html (Дата обращения 23.08.2024).
9. Deproost P.-A., Van Ypersele L., Watthee-Delmotte M. Hйros et hйroпsation: approches thйoriques // Les cahiers de l’imaginaire. – 2002–2003. – № 2. – P. 1.
10. Genette G. Palimpsestes. La littйrature au second degrй. – Paris: Seuil, 1982. – P. 45
11. Giraudoux J. Elpйnor. – Paris: Grasset, 1938. – P. 130
12. Homиre L'Odyssйe (Chants V а XIII). – Paris: Ellipses, 2009. – 128 p.
13. Kohler D. Ulysse // Dictionnaire des mythes littйraires. – Paris: Йditions du Rocher, 1988. – 1504 р.
14. Meyer M. Йric Emmanuel Schmitt ou les identitйs bouleversйes. – Paris: Albin Michel, 2004. – P. 8
15. Schmitt Й- E. Ulysse from Bagdad. – Paris: Albin Michel, 2008. – 309 p.
16. Sellier P. Le mythe du hйros. – Paris: Bordas, 1985. – P. 9